По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства Республики Хакасия от 26.03.2014 N 128 "Об утверждении региональной программы "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия "



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. № 128

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
(2014 И 2015 ГОДЫ)"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2015 № 118)

В целях приведения нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2014 и 2015 годы)".
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Хакасия от 02.03.2011 № 107 "Об утверждении республиканской комплексной программы "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)".

Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН





Приложение

Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2014 № 128

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2014 И 2015 ГОДЫ)"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2015 № 118)

ПАСПОРТ
региональной программы "Развитие профессионального
образования в Республике Хакасия (2014 и 2015 годы)"

Наименование
- региональная программа "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2014 и 2015 годы)"
Государственный заказчик
- Министерство образования и науки Республики Хакасия
Дата принятия решения о разработке
- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия", утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 № 14-п;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 18.07.2013
Цель
- создание современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики Республики Хакасия
Задачи
- обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования;
создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся
Целевые показатели
- увеличение доли выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года - до 55%, в том числе по годам: 2014 - 53%; 2015 - 55%;
создание не менее двух многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе по годам: 2014 - 1; 2015 - 1;
увеличение доли образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, - до 20%, в том числе по годам: 2014 - 6%; 2015 - 20%;
увеличение удельного веса числа образовательных организаций среднего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе - до 13%, в том числе по годам: 2014 - 10%; 2015 - 13%;
увеличение охвата населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) - до 37%, в том числе по годам: 2014 - 37%; 2015 - 37%
Сроки и этапы реализации
- 2014 - 2015 годы в два этапа.
1 этап - 2014 год;
2 этап - 2015 год
Объем и источники финансирования
- 29100,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 24000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия - 5100,0 тыс. рублей.
Из них:
2014 год - 14500,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 12000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия - 2500,0 тыс. рублей;
2015 год - 14600,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 12000,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия - 2600,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты
- модернизация системы начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей рынка труда Республики Хакасия;
подготовка квалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Хакасия (металлообработка и энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, строительство, транспорт);
снижение безработицы среди граждан, имеющих профессиональное образование;
оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением профессиональных образовательных организаций, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии:
организация стажировки и обучения специалистов в ведущих российских образовательных центрах с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников профессиональных образовательных организаций;
формирование экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
кооперирование профессиональных образовательных организаций с представителями бизнес-структур для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование профессиональных образовательных организаций, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных организаций

1. Введение

На современном этапе в фокусе внимания государственной стратегии в области профессионального образования находятся вопросы развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Это обусловлено инновационным развитием экономики и тем, что современный рынок труда остро ощущает дефицит кадров по рабочим профессиям.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" задает новые векторы развития системы профессионального образования и профессионального обучения. В законе:
установлена новая структура профессионального образования, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
вводятся программы профессионального обучения, в том числе подготовки, повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям;
вводятся новые инфраструктурные единицы - учебные центры профессиональных квалификаций, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.;
закрепляется ориентация на профессиональные стандарты федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, программ профессионального обучения, программ дополнительного профессионального образования, профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, аттестации работников сферы образования;
гарантирована общедоступность среднего профессионального образования.
Еще одним документом, определяющим единую государственную политику в сфере профессионального образования России, стала Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.
Сеть организаций профессионального образования в Хакасии включает одну организацию высшего образования и четыре филиала вузов, 19 профессиональных образовательных организаций и три филиала профессиональных образовательных организаций. В данных образовательных организациях обучаются более 24 тыс. человек, из них в профессиональных образовательных организациях - около 9 тыс. человек, в образовательных организациях высшего образования - около 15 тыс. человек.
Вместе с тем в экономике республики сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников профессиональных образовательных организаций происходит на фоне возрастающей потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных рабочих.
По данным Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия в республике преобладает спрос на рабочие профессии, который составляет около 80% от общей потребности в кадрах. Текущая и перспективная потребности в кадрах организаций и предприятий, расположенных на территории Хакасии, на период 2014 - 2016 годов составляет 8118 человек, в том числе служащих - 3813 человек, рабочих - 4305 человек. Согласно полученным данным наибольшую потребность в указанный период будут испытывать работодатели, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, - 1334 человека, образования - 1255 человек, здравоохранения - 1141 человек, строительства - 1126 человек, обрабатывающих производств - 901 человек.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 № 118)
Остро стоит проблема обеспеченности квалифицированными кадрами в добывающей отрасли Республики Хакасия, в том числе по причине отдаленности предприятий от крупных городов, способных восполнять образующиеся вакансии трудовыми ресурсами (1334 человека). Потребность в служащих составляет 154 человека и выражена в инженерно-технических работниках со спецификой подготовки для горнорудной отрасли. Прогнозная потребность в квалифицированных работниках, занятых на горно-обогатительных работах, - 1180 человек, в том числе востребованы машинисты землеройных машин (машинист бульдозера, машинист экскаватора), водители крупнотоннажных машин, электрослесарь подземный, слесарь по ремонту машин и оборудования, электрогазосварщик, в городах Сорске, Черногорске, Аскизском и Орджоникидзевском районах.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 № 118)
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия перспективная потребность организаций жилищно-коммунального хозяйства в рабочих и специалистах среднего звена различного профиля составляет около 1200 человек. В сфере строительства потребность в специалистах составляет 228 человек - это инженер различных специализаций, мастер, руководитель участков и работ. Текущую и перспективную потребность строительная отрасль испытывает по рабочим профессиям (каменщик, штукатур, электрогазосварщик, плотник, формовщик железобетонных изделий и конструкций, электромонтажник, бетонщик, кровельщик) - 898 человек. Сфера торговли испытывает потребность в продавцах, кассирах торгового зала, менеджерах и товароведах (более 400 человек). В сельском хозяйстве во всех муниципальных образованиях Республики Хакасия потребность в рабочих составляет 297 человек, служащих - 127 человек, профессий агроном, зоотехник, водитель, механизатор, рабочий, уборщик территории.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 № 118)
В организациях, оказывающих услуги по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, потребность составляет 208 человек, из них 194 человека - рабочие и 14 человек - специалисты. Наиболее востребованы профессии машиниста котельной, слесаря по ремонту оборудования котельных, электрослесаря. В сфере транспорта и связи потребность в специалистах составляет 36 человек, квалифицированных работниках - 48 человек профессий водитель автомобиля, мастер дорожный, кондуктор.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 № 118)
По-прежнему преобладает доля выпускников образовательных организаций по специальностям "экономика" и "юриспруденция". Выпускники с профессиональным образованием для реального сектора экономики составляют 25% от их общей численности.
Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей на основные программы среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных организаций. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.
В целом существует ряд системных причин, характерных для профессионального образования, обуславливающих дефицит и проблемы подготовки кадров рабочих и специалистов среднего звена.
Первая группа причин связана со слабой мотивацией преподавателей и мастеров производственного обучения, низким уровнем учебно-материальной базы. В некоторых профессиональных образовательных организациях республики материальная база отстает от той, которая имеется на самом производстве.
Вторая группа причин - слабая профессиональная мотивация молодежи к работе на предприятиях с низкой культурой производства и уровнем заработной платы, отсутствием социальных гарантий и потребительским подходом работодателей к молодому специалисту. Получение профессии рабочего пока не гарантирует человеку материальное благополучие, общественное признание и реализацию личностных устремлений.
Третья группа причин сводится к отсутствию системы ранней профориентации и консультирования школьников. Система среднего образования ориентирована в своей работе на получение учащимися высшего образования и не учитывает потребности экономики и рынка труда.
Вместе с тем стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия, комплексная программа социально-экономического развития Республики Хакасия (реализация инвестиционных проектов, приоритеты в развитии сфер экономики: агропромышленный комплекс, ЖКХ, строительство, металлообработка, энергетика, туристическая сфера) ставят республиканскую систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров.
Концепция развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598 (с последующими изменениями), определила приоритеты развития профессионального образования Республики Хакасия.
Система подготовки квалифицированных кадров призвана обеспечивать рост человеческого капитала, необходимого для модернизации и технологического развития экономики Республики Хакасия.
Это определяет цель развития системы профессионального образования Республики Хакасия, которая заключается в создании современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.
И дальнейшие векторы развития системы профессионального образования Республики Хакасия связаны с построением такой системы подготовки кадров.
Принципами развития системы профессионального образования Республики Хакасия стали:
непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;
доступность и высокое качество профессионального образования;
ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;
сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда;
открытость системы профессионального образования;
использование программно-целевого и проектного методов.
Создание эффективной системы профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста Республики Хакасия, социальной стабильности общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.
Программа развития профессионального образования в Республике Хакасия является частью работы, проводимой Правительством Республики Хакасия по развитию человеческих ресурсов, расширению возможности трудоустройства молодежи, обеспечению непрерывности образования, формированию конкурентоспособных кадров с широкой компетенцией и фундаментальными знаниями для реализации инновационных проектов государства, бизнеса, сферы услуг.
В целях реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия", утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 № 14-п, Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598 (с последующими изменениями), выделены основные блоки - направления модернизации профессионального образования республики:
1) обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия.
Данное направление Программы предполагает внедрение практики анализа рынка труда и формирования прогноза потребностей экономики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально-экономического развития Республики Хакасия; деятельность органов инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие рынка труда и системы образования на республиканском уровне; развитие взаимодействия образовательных организаций всех уровней профессионального образования, находящихся на территории республики, для решения вопросов обеспечения квалифицированными кадрами регионального рынка труда; оптимизацию деятельности профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров, и их взаимодействие с общеобразовательными организациями; расширение объема практико-ориентированных методов обучения, разработку новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания; реализацию сетевых форм обучения, развитие моделей обучения на рабочем месте на предприятиях; разработку и внедрение современных инструментов оценки качества услуг профессиональных образовательных организаций, базирующихся на показателях эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) профессиональных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников;
2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования.
Данное направление предполагает развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении республиканской системой профессионального образования и образовательными организациями; развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы, в том числе создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях, развитие практики целевой подготовки обучающихся; повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций, в том числе на развитие моделей многоканального финансирования, расширение практики создания образовательными организациями учебных полигонов, учебно-тренировочных центров, малых молодежных предприятий; повышение эффективности использования имеющихся ресурсов республиканской системы профессионального образования, в том числе оптимизация региональной сети профессиональных образовательных организаций; развитие уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров с целью развития на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса; на создание сети методических центров профессионального образования;
3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Данное направление предполагает формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры; реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания; обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп, включая сохранение социальных льгот, предусмотренных для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения;
4) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
Данное направление предполагает создание условий для развития выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости; целевое обучение навыкам предпринимательства; подготовку в области эффективного поведения на рынке труда; формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы; развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства; проведение чемпионатов предпринимательских идей.

2. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников
профессиональных образовательных организаций
требованиям экономики Республики Хакасия

2.1. Анализ ситуации

В учреждениях профессионального образования Республики Хакасия подготовка ведется по 40 рабочим профессиям для 12 отраслей экономики. Две трети учреждений ведут подготовку по пяти и более профессиям. Анализ распределения контингента обучающихся в образовательных организациях показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким укрупненным группам специальностей, как "Строительство и архитектура" (14,4%), "Сельское и рыбное хозяйство" (14,7%), "Транспортные средства" (10%), "Металлургия, машиностроение и металлообработка" (6,5%), "Сфера обслуживания" (6,7%), "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" (18,6%).
По программам подготовки специалистов среднего звена подготовка кадров ведется по 15 укрупненным группам специальностей (далее - УГС), 59 специальностям.
В образовательных организациях высшего образования подготовка специалистов ведется по 16 УГС, более чем по 60 специальностям, направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры.
В 2013 году в республике в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят Порядок установления за счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Хакасия организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, контрольных цифр приема.
Особенностью нового порядка является то, что распределение контрольных цифр приема (далее - КЦП) будет происходить на конкурсной основе. КЦП для профессиональных образовательных организаций устанавливаются Министерством образования и науки Республики Хакасия.
За последние три года в Хакасии проведена работа по оптимизации и реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций. В результате чего в республике созданы многоуровневые и многопрофильные образовательные учреждения путем присоединения учреждений начального профессионального образования к существующим уже учреждениям среднего профессионального образования.
В течение двух последних лет изменили государственный статус три образовательные организации начального профессионального образования. Кроме того, созданы и функционируют четыре ресурсных центра по подготовке кадров для строительной отрасли, сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, а также агропромышленного комплекса. В мае 2013 года статус ресурсного центра присвоен АГОУ СПО "Саяногорский политехнический техникум".
В рамках деятельности ресурсных центров осуществляется работа по совершенствованию содержания образовательных программ, внедряется модульное обучение, организуется стажировка мастеров производственного обучения, проводятся мастер-классы и семинары для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения.
Вместе с тем проведенный анализ показывает, что в системе профессионального образования Республики Хакасия существуют следующие проблемы:
неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования запросам региональной экономики. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы;
формирование контрольных цифр приема происходит не столько в соответствии с реальными потребностями в специалистах, сколько в соответствии с массой других оснований, таких как удовлетворение потребности абитуриентов, возможностей образовательного учреждения; социальной миссией образовательной организации и др.;
отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально-техническая база большей части образовательных организаций, что не позволяет готовить специалистов с новыми профессиональными компетенциями, востребованных на рынке труда.
Обозначенные проблемы выдвигают на первый план следующие приоритетные задачи:
создание системы прогнозирования потребностей рынка труда на основе стратегической программы социально-экономического развития Республики Хакасия;
проведение структурно-содержательной модернизации системы профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей рынка труда Республики Хакасия путем оптимизации сети образовательных организаций, развития ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям производства (металлообработка и энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт), отработки различных моделей интеграции общего и профессионального образования, создания профильных образовательных кластеров;
превращение системы профессионального образования в востребованную на республиканском рынке труда и производстве экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей инфраструктурой республики;
реконструкция действующей материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, создание новых высокотехнологичных учебных мастерских;
увеличение объемов практико-ориентированных методов обучения, разработка новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания, реализация сетевых форм обучения, развитие моделей обучения на рабочем месте на предприятиях.
По итогам реализации мероприятий настоящей программы будет разработан прогноз потребности в выпускниках профессиональных образовательных организаций по объемам и направлениям подготовки с учетом реальных запросов рынка труда и путей развития экономики на период до 2017 года, а также сформировано государственное задание на его основе.
В ходе ее выполнения в республике будет:
проведен анализ спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг на 5-летний период;
разработан прогноз потребности экономики по видам экономической деятельности в специалистах с профессиональным образованием всех уровней на период до 2015 года;
разработан проект контрольных цифр приема всех уровней профессионального образования республики в целом, где будет исключено дублирование при реализации образовательных программ;
создана высокотехнологичная учебная и производственная база образовательных организаций;
созданы сетевые формы взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по реализации и освоению образовательных программ профессионального образования.

2.2. Показатели эффективности реализации направления

Наименование показателя
Факт
План
2010 год
2012 год
2014 год
2015 год
Доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках комплексной региональной программы, в общем количестве учреждений профессионального образования в Республике Хакасия, процентов
70
100
100
100
Доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года, процентов
48
52
53
55
Доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций, процентов
80
100
100
100

2.3. План-график мероприятий по реализации направления

Наименование мероприятия
Подтверждающий документ: наименование, краткая аннотация
Участие социальных партнеров
Результат
Срок реализации
Дальнейшее использование результатов
1
2
3
4
5
6
1. Развитие республиканской информационной базы данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в Республике Хакасия (совместно с Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия, Министерством экономики Республики Хакасия)
1. Постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 22.05.2013 № 25-ПП "Концепция развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013 - 2017 годы".
2. Распоряжение Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп "Об утверждении Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы"
Участие работодателей в проведении Дней открытых дверей, ярмарках вакансий рабочих мест, информирование о потребности в кадрах необходимого уровня и профиля
1. Определены перспективные отрасли экономики Республики Хакасия, инвестиционные проекты, требующие подготовки квалифицированных кадров для их реализации.
2. Сформирован перечень наиболее востребованных профессий и специальностей на рынке труда республики
2014 и 2015 годы
Данные о состоянии рынка труда позволят сформировать государственный республиканский заказ на подготовку востребованных квалифицированных кадров рабочих и специалистов среднего звена
2. Размещение сведений о перспективах подготовки кадров для инвестиционных проектов, ведущих отраслей Республики Хакасия в средствах массовой информации и полиграфических изданиях
1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.04.2008 № 122 "О Координационном совете по подготовке кадров для экономики Республики Хакасия" (с последующими изменениями).
2. Постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 22.05.2013 № 25-ПП "Концепция развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013 - 2017 годы".
3. Распоряжение Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп "Об утверждении Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы"
Предоставление профессиональным образовательным организациям сведений о вакансиях, требований к должностям и работникам
1. Размещение на сайтах Министерства образования и науки Республики Хакасия, профессиональных образовательных организаций информации, доступной для школьников, абитуриентов, неработающих граждан, о перспективах потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и карьерном росте выпускников образовательных организаций.
2. Выпуск рекламной продукции о деятельности профессиональных образовательных организаций.
3. Цикл тематических передач (публикаций) в республиканских СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, передовиках производства, победителях конкурса профессионального мастерства
2014 и 2015 годы
Функционирование республиканской информационной системы поддержки, ориентированной на сопровождение профессионального выбора, профессиональной ориентации молодежи
3. Проведение социологических исследований по изучению профессиональных намерений, трудовой мотивации обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций
Распоряжение Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп "Об утверждении Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы"
Отбор и заключение договоров на целевое обучение со студентами профессиональных образовательных организаций
Выявлены профессиональные намерения обучающихся общеобразовательных организаций
2014 и 2015 годы
Формирование контрольных цифр приема (КЦП) в профессиональные образовательные организации, согласование КЦП в федеральные организации высшего образования. Содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций
4. Обеспечение государственных профессиональных образовательных организаций высокотехнологичным учебно-лабораторным и диагностическим оборудованием, ученической мебелью, техническими средствами обучения
1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)" (с последующими изменениями).
2. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598 "Об утверждении Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы" (с последующими изменениями)
Предоставление образовательным организациям производственных площадей, оборудования для проведения практики студентов. Безвозмездная передача оборудования, действующих моделей производственных циклов образовательным организациям
Функционирование на базе пяти ресурсных центров профессиональных образовательных организаций республики современных учебных лабораторий и полигонов, обеспечивающих реализацию образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для строительной отрасли, сферы обслуживания, агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетической отрасли
2014 и 2015 годы
Повышение качества образования на основе укрепления материально-технической базы и применения современных образовательных технологий.
Удовлетворение требований работодателей к уровню квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций
5. Деятельность республиканских учебно-методических комиссий по укрупненным группам профессий (специальностей) на базе ресурсных центров
Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 26.12.2013 № 100-1315 "Об утверждении республиканских учебно-методических комиссий по укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования по реализации федеральных образовательных стандартов СПО в 2014 году"
Участие в разработке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, содержания учебных профессиональных модулей, учебных дисциплин
Разработаны основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, учебно-методические комплекты и комплексы оценочных материалов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
2014 и 2015 годы
Внедрение в образовательный процесс новых технологий реализации моделей непрерывного профессионального образования с использованием кредитно-модульного подхода (в том числе дистанционного обучения), электронные образовательные ресурсы; обеспечение качества профессионального образования
6. Проведение мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций с целью выявления неэффективных направлений деятельности, оптимизация сети государственных профессиональных образовательных организаций на основе анализа востребованности отдельных направлений обучения, а также исходя из возможности укрупнения (слияния) данных организаций
Распоряжение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 13.02.2014 № 24-рп "О внесении изменений в План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия в 2013 году и при подготовке проекта республиканского бюджета Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
-
1. Подготовлен анализ результатов мониторинга деятельности образовательных организаций.
2. Штатная численность работников профессиональных образовательных организаций приведена в соответствие с планом приема обучающихся в 2014/2015 учебном году
2014 и 2015 годы
Оптимизированы бюджетные расходы на организацию деятельности профессиональных образовательных организаций
7. Создание сетевых форм взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по реализации и освоению основных программ профессионального образования
Требуется подготовка нормативного правового акта по утверждению порядка организации и финансирования сетевого взаимодействия образовательных организаций
Предоставление образовательным организациям производственных площадей, оборудования для проведения производственного обучения
1. Реализован проект "Сетевое взаимодействие как ресурс развития профессионального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта".
2. Достигнута академическая мобильность выпускников профессиональных образовательных организаций; оптимизирована нагрузка педагогических работников по разработке учебного комплекса образовательных программ профессионального образования
2014 и 2015 годы
Эффективное использование ресурсов образовательных организаций; обеспечение качества профессионального образования

3. Консолидация ресурсов бизнеса, государства
и образовательных организаций в развитии системы
профессионального образования

3.1. Анализ ситуации

В Республике Хакасия сформирован механизм взаимодействия государственных структур, профессиональных образовательных организаций и представителей бизнес-структур.
Для осуществления взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и других организаций при Правительстве Республики Хакасия создан Координационный совет по подготовке кадров для экономики Республики Хакасия (далее - Совет). В состав Совета вошли представители отраслевых министерств, Федерации профсоюзов Республики Хакасия, образовательных организаций, объединений и ассоциаций работодателей. Важнейшими задачами Совета являются согласование позиций всех партнеров по вопросам профессионального образования как важнейшего фактора социально-экономического развития республики, государственное регулирование рынка труда и рынка образовательных услуг.
Стратегическую роль в развитии кадрового потенциала Республики Хакасия выполняет Совет по экономическому развитию Республики Хакасия при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия. При указанном совете создана рабочая группа, результатом деятельности которой стал план подготовки кадров для Абакано-Черногорской агломерации.
Механизм взаимодействия с представителями бизнеса базируется на традиционных формах участия работодателей в деятельности образовательных организаций и включает в себя организацию производственной практики студентов на предприятиях, предоставление работодателями мест для проведения лабораторных работ, производственного обучения; проведение стажировок и обучение преподавателей и мастеров производственного обучения; организацию на базе училищ и техникумов переподготовки и повышения квалификации работников предприятий; участие представителей бизнеса в разработке основных профессиональных образовательных программ; участие ведущих специалистов производств и руководителей предприятий в итоговой государственной аттестации выпускников в качестве председателей и членов государственных экзаменационных комиссий.
Совместная деятельность организуется на основании соглашений. Например, в 2012 году были заключены соглашения о сотрудничестве между ГБОУ РХ СПО "Техникум коммунального хозяйства и сервиса" и ОАО "Абаканвагонмаш", в 2013 году - между ГАОУ РХ СПО "Аграрный техникум" и ООО "Агропромышленная компания "МаВР".
Также учебные заведения республики сотрудничают с организациями и предприятиями, осуществляющими деятельность за пределами Хакасии. Например, Аграрный техникум и ООО "КАМС", ГБОУ РХ НПО "Профессиональное училище № 6" и компания "КНАУФ".
Кроме этого, согласно решению Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров Национального объединения строителей (протокол от 15.11.2013 № 13) ГБОУ РХ НПО "Профессиональное училище № 6" внесено в Реестр ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих кадров строительных профессий.
В условиях многообразия форм собственности, когда подавляющая часть реального сектора экономики является негосударственной, должна быть сформирована государственно-общественная модель управления подготовкой рабочих кадров и развитием прикладных квалификаций, основанная на разделении полномочий в принятии ряда принципиальных решений между работодателями, несущими основную ответственность за экономические результаты, и государством, где сохраняются имущественные комплексы образовательных организаций.
В рамках развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования Республики Хакасия будет:
продолжена работа Координационного совета по подготовке кадров для экономики Республики Хакасия;
осуществляться взаимодействие общественных объединений работодателей, организаций и предприятий республики и профессиональных образовательных организаций;
продолжена работа республиканских учебно-методических комиссий;
продолжены оптимизация республиканской сети профессиональных образовательных организаций, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200 - 600 человек;
осуществляться целевая концентрация образовательных ресурсов на базе ресурсных центров, развитие на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса;
внедрено функционирование учебных центров прикладных квалификаций.

3.2. Показатели эффективности реализации направления

Наименование показателя
Факт
План
2010 год
2012 год
2014 год
2015 год
Число многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования, единиц
Х
Х
1
1
Доля внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования региональной системы профессионального образования, процентов
10
14,5
18
20
Доля образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, выступивших учредителями и участниками (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ (в том числе учебно-производственных тренировочных центров, малых молодежных предприятий), в общей численности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, процентов
Х
Х
6
20
Доля образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, процентов
Х
Х
6
20

3.3. План-график
мероприятий по реализации направления

Наименование мероприятия
Подтверждающие документы: наименование, краткая аннотация
Участие социальных партнеров
Результат
Срок реализации
Дальнейшее использование результатов
1
2
3
4
5
6
1. Участие в работе Координационного совета по подготовке квалифицированных кадров для экономики Республики Хакасия
Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.04.2008 № 122 "О Координационном совете по подготовке кадров для экономики Республики Хакасия" (с последующими изменениями)
Выработка и реализация мероприятий по содействию развитию системы профессионального образования Республики Хакасия. Формирование прогноза кадровой потребности организаций и предприятий на среднесрочную перспективу
1. Сформирован механизм взаимодействия органов государственной власти, объединений работодателей и образовательных организаций по регулированию рынка труда и рынка образовательных услуг.
2. Сформирована и функционирует республиканская система среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в различных видах экономической деятельности
2014 и 2015 годы
Создание среднесрочного и долгосрочного прогноза занятости населения в различных видах экономической деятельности.
Достижение соответствия республиканской системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда.
Формирование контрольных цифр приема (КЦП) в профессиональные образовательные организации, согласование КЦП в федеральные организации высшего образования.
Функционирование центров (служб) содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников профессиональных образовательных организаций.
Реализация планов профориентационной работы образовательных организаций
2. Развитие государственно-общественного характера управления системой профессионального образования республики
Заключение соглашений о сотрудничестве между представителями бизнеса и профессиональными образовательными организациями
Организация производственной практики студентов на предприятиях; предоставление мест для проведения лабораторных работ, производственного обучения; участие представителей бизнеса в разработке основных профессиональных образовательных программ; участие ведущих специалистов производств и руководителей предприятий в итоговой государственной аттестации выпускников в качестве председателей и членов государственных экзаменационных комиссий; организация на базе училищ и техникумов дополнительного профессионального образования работников предприятий; проведение стажировок и обучение преподавателей и мастеров производственного обучения
Заключены соглашения о совместной деятельности профессиональных образовательных организаций республики с представителями бизнес-структур, профильными министерствами и государственными комитетами республики
2014 и 2015 годы
Достижение соответствия республиканской системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда.
Подготовка кадров требуемой квалификации
3. Развитие новой инфраструктуры подготовки кадров (создание центров прикладных квалификаций, ресурсных центров, учебных подразделений образовательных организаций на предприятиях)
1. Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 № 14-п "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия".
2. Стратегия развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации, 2013 - 2020 годы, одобренная Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 18.06.2013
Участие организаций и предприятий в финансировании подготовки кадров
Функционирование ресурсных центров, создание не менее двух центров прикладных квалификаций
2014 и 2015 годы
Создание гибкой системы подготовки квалифицированных кадров для экономики республики, отвечающей потребностям рынка труда
4. Целевое обучение кадров для экономики Республики Хакасия
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении"
Заключение договоров на целевое обучение с абитуриентами и студентами профессиональных образовательных организаций. Реализация мер социальной поддержки обучающимся (учреждение стипендий, оплата практики и др.)
Целевой отбор и сопровождение студентов на стадии обучения
2014 и 2015 годы
Достижение соответствия республиканской системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда

4. Создание и обеспечение широких возможностей
для различных категорий населения в приобретении
необходимых прикладных квалификаций на протяжении
всей трудовой деятельности

4.1. Анализ ситуации

В республике осуществляются мероприятия, направленные на информирование и профессиональную ориентацию молодежи, повышение престижа рабочих специальностей.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 22.05.2013 № 25-ПП утверждена Концепция развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013 - 2017 годы. Распоряжением Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп утвержден Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы.
С целью профессиональной ориентации организуются встречи с представителями работодателей Республики Хакасия по вопросам подготовки квалифицированных кадров, проводятся ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, "Профориентационные часы", Дни занятости, Дни профконсультаций, Дни открытых дверей; проводятся республиканские конкурсы по специальностям и профессиям; для рекламы рабочих профессий и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, используются средства массовой информации.
С целью популяризации рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, организуется цикл теле- и радиопередач о востребованных профессиях.
Таким образом, в Республике Хакасия имеются определенные условия для осуществления профориентационной работы как важнейшей части образовательных услуг, оказываемых государством.
Однако до сих пор в системе профессионального образования преобладает подготовка кадров с высшим образованием, тогда как современное производство требует большее количество рабочих кадров. Такое положение дел характерно и для Хакасии.
Кроме того, в связи со сложной демографической ситуацией уменьшается численность выпускников школ, соответственно идет сокращение количества обучающихся профессиональных образовательных организаций. За последние пять лет число студентов техникумов и училищ сократилось в среднем на 25%. Сложившаяся ситуация не дает возможности быстро решить кадровую проблему для инвестиционных проектов Абакано-Черногорской агломерации, сфер экономики республики только за счет выпускников общеобразовательных организаций. В результате этого важным направлением деятельности профессионального образования становится обучение граждан различных возрастных групп.
В республике сложилась практика, когда помимо реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в образовательных организациях республики осуществляется обучение граждан по дополнительным образовательным профессиональным программам: программам профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Так, в 2013 году по программам дополнительного профессионального образования прошло обучение более 15 тысяч граждан, включающих различные возрастные группы занятого населения, граждан из числа безработного населения и другие категории, что составило 5% от общей численности населения, занятого в экономике. Этого недостаточно для пополнения рынка труда республики кадрами требуемого объема.
В соответствии с этим приоритетными задачами реализации данного направления Программы стали:
совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций, молодежи на рабочие профессии и их сопровождения в профессиональном самоопределении, ориентация выпускников учреждений профессионального образования на требования рынка труда и их трудоустройство;
развитие адресных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания путем создания доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными особенностями здоровья; обучение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; обучение лиц пенсионного возраста;
развитие региональных сетей и инструментов оценки и признания квалификаций.

4.2. Показатели эффективности реализации направления

Наименование показателя
Факт
План
2010 год
2012 год
2014 год
2015 год
Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе, процентов
5,8
10
10
13
Доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе профессиональных образовательных организаций, от общей численности занятых в экономике, процентов
2,5
3,7
5
6
Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы), процентов
5
13
37
37

4.3. План-график мероприятий по реализации направления

Наименование мероприятия
Подтверждающие документы: наименование, краткая аннотация
Участие социальных партнеров
Результат
Срок реализации
Дальнейшее использование результатов
1
2
3
4
5
6
1. Создание независимой системы оценки качества профессионального образования

Соучредительство в создании центров сертификации квалификации, подготовка экспертов
Созданы центры сертификации квалификации по видам профессиональной деятельности
2014 и 2015 годы
Повышение качества подготовки конкурентоспособных кадров
2. Проведение мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых профессиональными образовательными организациями
1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 11.09.2007 № 283 "О совершенствовании бюджетного процесса в Республике Хакасия" (с последующими изменениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 17.03.2008 № 283 "Об утверждении Стандартов качества и Порядке проведения оценки потребности и качества государственных услуг в области образования" (с последующими изменениями)
Проведение опросов населения удовлетворенностью качеством профессионального обучения
1. Открытость деятельности профессиональных образовательных организаций.
2. Расширена возможность непосредственного участия граждан в оценке и совершенствования деятельности государственных учреждений начального и среднего профессионального образования
2014 и 2015 годы
Повышение качества образовательных услуг; совершенствование системы профессионального обучения, обеспечение оперативности и полноты контроля результативности деятельности государственных профессиональных образовательных организаций
3. Организация профориентационных мероприятий, направленных на привлечение школьников и взрослого населения к получению профессий в профессиональных образовательных организациях
1. Постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 22.05.2013 № 25-ПП "Концепция развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013 - 2017 годы".
2. Распоряжение Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп "Об утверждении Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы"
Проведение экскурсий на предприятия и в организации Республики Хакасия, встреч со школьниками и выпускниками профессиональных образовательных организаций. Участие в ярмарках вакансий
1. Созданы и осуществляют профориентационную работу агитбригады из числа обучающихся профессиональных образовательных организаций и работодателей.
2. Проводятся Дни стажера для обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
3. Увеличена доля обучающихся 10 - 11 (12) классов общеобразовательных организаций, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки.
4. Проведение конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов по ведущим профильным профессиям с приглашением обучающихся общеобразовательных организаций
2014 и 2015 годы
Повышение привлекательности и престижа программ профессионального образования, востребованных на рынке труда. Развитие механизмов взаимодействия системы профобразования с работодателями
4. Проведение Дней среднего профессионального образования, Дней открытых дверей, круглых столов для обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (на базе профессиональных образовательных организаций)
1. Постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 22.05.2013 № 25-ПП "Концепция развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013 - 2017 годы".
2. Распоряжение Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп "Об утверждении Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы"
Участие в профориентационных мероприятиях
Информирование обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей о Перечне образовательных программ, реализуемых в профессиональных образовательных организациях республики
2014 и 2015 годы
Повышение привлекательности и престижа программ профессионального образования, востребованных на рынке труда
5. Реализация проекта ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации" "Методическое сопровождение педагогических работников, осуществляющих профориентацию обучающихся"
Распоряжение Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 № 185-рп "Об утверждении Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы"
Совместная деятельность по реализации проекта (согласно плану мероприятий)
Педагогические работники обучены технологиям и методике организации профориентационной работы.
В общеобразовательных организациях создана система профориентации
2014 и 2015 годы
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников, качества профориентационной работы
6. Расширение спектра программ профессионального обучения и повышения квалификации в соответствии с потребностями рынка труда для различных категорий граждан

Формирование заказа на обучение кадров и повышение квалификации сотрудников организаций
Реализуются адресные программы для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования
2014 и 2015 годы
Удовлетворение образовательных потребностей граждан и рынка труда в кадрах требуемого профиля

5. Создание условий для успешной социализации
и эффективной самореализации обучающихся

5.1. Анализ ситуации

О качестве подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена говорят факты востребованности и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда. Ежегодно из профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия выпускается более трех тысяч человек. Более половины выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания образовательной организации. Так, в 2013 году доля выпускников, окончивших образовательные организации и трудоустроенных по полученной профессии, составила 54%.
В профессиональных образовательных организациях Республики Хакасия проводится работа, направленная на содействие выпускникам в трудоустройстве, подготовке их к успешному поведению на рынке труда. С этой целью в профессиональных образовательных организациях республики функционируют центры содействия трудоустройству выпускников, реализующие программы, направленные на обучение студентов технологии трудоустройства и планирования карьеры, эффективного поведения на рынке труда.
В рамках изучения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся имеют возможность получить дополнительные квалификации, что повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, связанных с трудоустройством выпускников профессиональных образовательных организаций. Это следующие проблемы:
противоречия между требованиями работодателей к уровню квалификации рабочего и качеством имеющихся у них вакансий;
низкая мотивация выпускников на работу по полученной профессии или специальности;
отсутствие у выпускников опыта работы по полученной специальности, навыков поведения на рынке труда, планирования карьеры.
В соответствии с вышесказанным приоритетными задачами реализации данного направления Программы стали:
разработка методов мотивации обучающихся к получению дополнительной профессии и квалификации;
целевое обучение основам предпринимательства;
развитие студенческих объединений, реализация проектов, направленных на подготовку эффективного поведения на рынке труда, формирование коллективных форм работы;
проведение профессиональных конкурсов, олимпиад.

5.2. Показатели эффективности реализации направления

Наименование показателя
Факт
План
2010 год
2012 год
2014 год
2015 год
Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, процентов
15
20
30
50
Доля обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, в разработке и реализации которых участвует ведущий работодатель, освоивших в отчетном году дополнительные профессии и квалификации, востребованные ведущим работодателем, процентов
Х
6
60
100

5.3. План-график мероприятий по реализации направления

Наименование мероприятия
Подтверждающие документы: наименование, краткая аннотация
Участие социальных партнеров
Результат
Срок реализации
Дальнейшее использование результатов
1
2
3
4
5
6
1. Мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в целях выявления проблем профессионального самоопределения молодежи, адаптации их к рынку труда

Содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций
Изучены проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций. Разработана система мер оказания содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций
2014 и 2015 годы
Содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций. Обеспечение рынка труда Республики Хакасия квалифицированными кадрами
2. Поддержка работы центров (служб) содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников профессиональных образовательных организаций, проведение республиканского конкурса на лучшую организацию работы по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций
1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)".
2. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598 "Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2011 - 2015 годы" (с последующими изменениями)
Проведение встреч с обучающимися и выпускниками профессиональных образовательных организаций республики с целью информирования о квалификационных требованиях, условиях труда, мерах социальной поддержки работников
1. Функционируют центры (службы) содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников профессиональных образовательных организаций.
2. Увеличена доля трудоустроившихся выпускников по полученной специальности в первый год после окончания образовательной организации от общего числа выпускников.
3. Создана система по информированию абитуриентов о возможности трудоустройства выпускников образовательных организаций, о выпускниках, достигших успехов в своей профессии, об отзывах работодателей об уровне квалификации и профессиональной компетентности выпускников
2014 и 2015 годы
Развитие механизмов взаимодействия системы профобразования с работодателями и перспективными рынками труда. Обеспечение трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; детей-инвалидов через стажировки с последующим трудоустройством. Повышение престижа рабочих профессий среди молодежи
3. Проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций

Работа в составе жюри республиканских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций
Проведены республиканские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций
2014 и 2015 годы
Повышение качества профессионального образования республики, повышение престижа рабочих профессий
4. Оснащение студенческих общежитий профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия
Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)" (с последующими изменениями)
Участие в оснащении студенческих общежитий мебелью и необходимым инвентарем
Созданы условия для проживания студентов
2014 и 2015 годы
Создание комфортных условия для проживания и обучения студентов.
Повышение качества образования
5. Именные стипендии Республики Хакасия для студентов профессиональных образовательных организаций
1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 11.12.2012 № 859 "О стипендии Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия для студентов профессиональных образовательных организаций".
2. Постановления глав муниципальных образований Республики Хакасия о стипендиях студентам профессиональных образовательных организаций
Установление именных стипендий организаций и предприятий для студентов профессиональных образовательных организаций
Реализованы меры поддержки студентам, достигшим успехов в учебной деятельности
2014 и 2015 годы
Развитие механизмов поддержки студентов профессиональных образовательных организаций.
Повышение престижа рабочих профессий среди молодежи
(п. 5 введен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 № 118)

6. Финансово-экономическое обоснование
реализации мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на финансирование Министерства образования и науки Республики Хакасия.

№ п/п
Наименование мероприятия, источники финансирования
Объем финансирования, тыс. рублей
Исполнитель
всего
в том числе по годам
2014
2015
1
2
3
4
5
6
1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия
1.1
Развитие республиканской информационной базы данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в Республике Хакасия
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
1.2
Размещение сведений о перспективах подготовки кадров для инвестиционных проектов, ведущих отраслей Республики Хакасия в средствах массовой информации и в полиграфических изданиях
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
1.3
Проведение социологических исследований по изучению профессиональных намерений, трудовой мотивации обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
1.4
Обеспечение государственных профессиональных образовательных организаций высокотехнологичным учебно-лабораторным и диагностическим оборудованием, ученической мебелью, техническими средствами обучения
26750,0
13325,0
13425,0
Министерство образования и науки Республики Хакасия

Республиканский бюджет Республики Хакасия
22000,0
11000,0
11000,0

Внебюджетные средства образовательных организаций
4750,0
2325,0
2425,0

1.5
Деятельность республиканских учебно-методических комиссий по укрупненным группам профессий (специальностей) на базе ресурсных центров
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Всего по направлению 1
26750,0
13325,0
13425,0

В том числе за счет внебюджетных средств образовательных организаций
4750,0
2325,0
2425,0

2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования
2.1
Участие в работе Координационного совета по подготовке квалифицированных кадров для экономики Республики Хакасия
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
2.2
2. Развитие государственно-общественного характера управления системой профессионального образования республики
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
2.3
Развитие новой инфраструктуры подготовки кадров (создание центров прикладных квалификаций, ресурсных центров, учебных подразделений образовательных организаций на предприятиях)
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
2.4
Целевое обучение кадров для экономики Республики Хакасия
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности
3.1
Создание независимой системы оценки качества профессионального образования
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
3.2
Проведение мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых профессиональными образовательными организациями
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
3.3
Организация профориентационных мероприятий, направленных на привлечение школьников и взрослого населения к получению профессий в профессиональных образовательных организациях
150,0
75,0
75,0
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Внебюджетные средства образовательных организаций
150,0
75,0
75,0
3.4
Проведение Дней среднего профессионального образования, Дней открытых дверей, круглых столов для обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (на базе профессиональных образовательных организаций)
200,0
100,0
100,0
Министерство образования и науки Республики Хакасия
За счет внебюджетных средств образовательных организаций
200,0
100,0
100,0

3.5
Реализация проекта ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации" "Методическое сопровождение педагогических работников, осуществляющих профориентацию обучающихся"
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
3.6
Расширение спектра программ профессионального обучения и повышения квалификации в соответствии с потребностями рынка труда для различных категорий граждан
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Всего по направлению 3
350,0
175,0
175,0

В том числе за счет внебюджетных средств образовательных организаций
350,0
175,0
175,0

4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся
4.1
Мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в целях выявления проблем профессионального самоопределения молодежи, адаптации их к рынку труда
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
4.2
Поддержка работы центров (служб) содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников государственных профессиональных образовательных организаций, проведение республиканского конкурса на лучшую организацию работы по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
4.3
Проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций
-
-
-
Министерство образования и науки Республики Хакасия
4.4
Оснащение студенческих общежитий профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия
2000,0
1000,0
1000,0
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Всего по направлению 4
2000,0
1000,0
1000,0

5
Всего
29100,0
14500,0
14600,0

Республиканский бюджет Республики Хакасия
24000,0
12000,0
12000,0
Внебюджетные средства образовательных организаций
5100,0
2500,0
2600,0


------------------------------------------------------------------