По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 26.11.2013 N 151-к "О тарифах на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" на 2014 - 2016 годы">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2014 года

Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
с участием представителей заявителя Багрец Л.Г., Кохан Н.И., Полуднева В.В.,
представителей Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданяна М.А., Свидерской О.А., прокурора Минчук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон" о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 26 ноября 2013 года № 151-к "О тарифе на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" на 2014 год" противоречащим федеральному законодательству, недействующим,

установил:

ООО "Полигон", оказывающее физическим и юридическим лицам услуги по захоронению твердых бытовых отходов, обратилось в суд с заявлением о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 26 ноября 2013 года № 151-к "О тарифе на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" на 2014 год" противоречащим федеральному законодательству, недействующим, мотивируя требования тем, что при утверждении оспариваемого тарифа был применен метод фиксированных тарифов, при котором для определения расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей, учитываются затраты, в частности, на оплату труда. В соответствии с предварительным расчетом тарифа на 2014 год (производственной программой) ООО "Полигон" просило установить тариф в размере 65,64 руб., методом экономически обоснованного регулирования. При этом при расчете тарифа в смете затрат была предусмотрена заработная плата работников с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, которым установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере не ниже 6 552 руб. ООО "Полигон" произвело расчет фонда оплаты труда в размере 3 783,18 тыс. руб., в том числе: по статье затраты на оплату труда (оплата рабочих) - 1 127,16 тыс. руб., по статье цеховые расходы (расходы на оплату труда цехового персонала - мастера санитарной очистки - 138,38 тыс. руб., косвенные (прочие) расходы (расходы на оплату труда АУП) - 2 474,5 тыс. руб.
Однако согласно протоколу заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 14 ноября 2013 года утвержден фонд оплаты труда в размере 2 579,89 руб., в том числе по статье затраты на оплату труда - 1 127,16 тыс. руб., по статье цеховые расходы (расходы на оплату труда цехового персонала) - 129,75 тыс. руб., косвенные (прочие) расходы (расходы на оплату труда АУП) - 2 474,5 тыс. руб. Таким образом, отклонение по фонду оплаты труда составило 1 185,29 тыс. руб. Оспариваемый тариф не обеспечивает экономическую обоснованность расходов и затрат, баланс экономических интересов поставщика и потребителей коммунальной услуги, нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представители заявителя Багрец Л.Г., Кохан Н.И., Полуднев В.В. на заявленных требованиях настаивали, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлениях.
Представители Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданян М.А., Свидерская О.А. с доводами заявителя не согласились, пояснив, что при тарифном регулировании на 2014 год для ООО "Полигон" были соблюдены нормы действующего законодательства, в частности, для формирования фонда оплаты труда учтено. Отраслевое тарифное соглашение в части применения минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда на 01 января 2014 для полигонов - 6552 руб.; с ростом по отношению к базовому периоду (2013 год), предполагающий рост от фактического в соответствии с действующим штатным расписанием, с учетом индекса потребительских цен согласно Прогнозу и соответствует требованиям Основ ценообразования. Численность основных производственных рабочих принята исходя из фактической численности, в пределах нормативной, рассчитанной согласно Рекомендациям по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства, утвержденным приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации от 06 декабря 1994 года № 13. Фонд оплаты труда, установленный Госкомтарифэнерго Хакасии для ООО "ПОЛИГОН" на 2014 год позволяет работодателю обеспечить уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.
Выслушав представителей заявителя, представителей Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями от 30 декабря 2012 года).
Согласно пункту 1 части 2 названного Закона в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса:
определяют метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (пункты 1, 4 части 4 статьи 4 этого же Федерального закона).
В соответствии с частями 2, 5 статьи 9 указанного Федерального закона организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
В судебном заседании установлено, что Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 26 ноября 2013 года № 151-к установлен тариф на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" в размере 44,27 руб./м3.
Суд находит несостоятельным довод представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемый Приказ не является нормативным правовым актом.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее по тексту - Постановление Пленума № 48) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" оспариваемый Приказ принят правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлен на установление тарифов, которые используются для расчетов с организациями коммунального комплекса и потребителями.
В силу статьи 35 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемый акт опубликован в республиканской газете "Хакасия" от 30 ноября 2013 года № 229 (2586).
Приказом утверждены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "ПОЛИГОН" на 2014 год, которые подлежат обязательному применению при расчетах за данный вид коммунальной услуги в течение периода их действия лицами, для которых они установлены. То есть, оспариваемый акт затрагивает интересы не только ООО "Полигон", но интересы физических и юридических лиц, число которых заведомо не определено, и которые, являясь потребителями услуг Общества, обязаны эти услуги оплачивать, исходя из утвержденных Комитетом тарифов. Таким образом, Приказ содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование правоотношений в сфере оказываемых Обществом коммунальный услуг.
Следовательно, оспариваемый Приказ отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку принят компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликован в установленном порядке, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 года № 372 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года № 08 "О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия" Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
В области тарификации (ценообразования) товаров и. услуг организаций коммунального комплекса Госкомитет устанавливает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае его установления с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (пункт 4.1.2 Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 (с изменениями от 4 октября 2013 года) утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов (подпункт 5 пункта 6 Основ ценообразования).
В силу пункта 18 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются, в частности, метод установления фиксированных тарифов.
При использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов (пункт 20 Основ ценообразования).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (пункт 27 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 32 Приказа Минрегиона Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке.
Индекс потребительских цен, применяемый для определения роста фонда оплаты труда, на 2014 год составляет 104,8% к уровню затрат, предусмотренных в 2013 году ("Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы предусмотрена минимальная месячная тарифная ставка для работников полигонов захоронения твердых бытовых отходов 6552 руб.
Из материалов дела видно, что в заявлении об установлении тарифа заявитель определил фонд оплаты труда в целом по организации 3 919,16 тыс. руб. Предлагаемый ООО "Полигон" размер тарифа на услуги по утилизации твердых бытовых отходов на 2014 год составил 65,64 руб./м3. В связи с увеличением статьи "затраты по оплате труда" рост тарифа, предложенный заявителем в размере 161,62%, значительно превышает прогнозируемый рост тарифов ЖКХ.
Согласно экспертному заключению по делу № ТБО-70/14 от 13 ноября 2013 года расчет фонда оплаты труда на 1014 год не соответствует Положению об оплате труда, что дает основания считать представленный расчет необоснованным и выполнить расчет фонда оплаты труда самостоятельно. Исходя из расходов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности и объемов реализации размер экономически обоснованного тарифа на услуги по реализации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" на 2014 год составит 44,27 руб./м3. Рост тарифа на 2014 год - 108,99%.
При тарифном регулировании услуг по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "ПОЛИГОН" на 2014 год Госкомтарифэнерго РХ рассчитана заработная плата рабочих с учетом Отраслевого тарифного соглашения, в связи с чем фонд оплаты труда рабочим составил 1 227,16 тыс. руб. (рост 125,97%, в рамках индекса потребительских цен).
Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала также принят с учетом соглашения и в пределах индекса потребительских цен. который составил 1 470,73 тыс. руб. (в 2013 году - 1 167,54 тыс. руб., рост 125,97%).
Общий фонд оплаты труда по организации на 2014 год определен в размере 2 597,89 тыс. руб., тогда как согласно действующему штатному расписанию ООО "ПОЛИГОН", утвержденному приказом ООО "ПОЛИГОН" от 25 октября 2013 года, № П-30, он составляет 2 368,18 тыс. руб.
Таким образом, при тарифном регулировании на 2014 год учтен фактически применяемый в организации ООО "Полигон" уровень оплаты труда в соответствии с действующим штатным расписанием, с учетом роста индекса потребительских цен. Для значительного роста оплаты труда в 2014 году относительно 2013 года, заявленного ООО "Полигон", отсутствуют экономические основания: не изменилась численность персонала, количество производственных объектов, объем производства.
Согласно пункту 1.8 Отраслевого тарифного соглашения в случае установления тарифов на газ, электро- и теплоэнергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 2 декабря 2013 года) с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5 554 рублей в месяц.
Таким образом, рассчитанный Госкомтарифэнерго Хакасии фонд оплаты труда для ООО "Полигон" позволяет обеспечить уровень оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Законом, а также Отраслевым тарифным соглашением.
Суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что в протоколе заседания Правления Госкомитета не указаны мотивы принятия решения с учетом снижения по фонду оплаты труда, поскольку согласно пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 520, в случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Однако как следует из протокола, Госкомтарифэнерго Республики Хакасия при регулировании тарифа для ООО "ПОЛИГОН" учтены затраты на заработную плату.
В связи с чем, протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго РХ от 14 ноября 2013 года № 124 соответствует всем требованиям, предусмотренным Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Решение об утверждении тарифа принято на заседании Правления Государственного комитета, правомочность которого подтверждена.
Таким образом, оспариваемый приказ принят Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пределах предоставленных ему полномочий, в установленном законом порядке, опубликован в средстве массовой информации, определенном в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов.
Экономическая обоснованность тарифа учитывается при его установлении органом власти в соответствии с его компетенцией, а не судом, обладающим в силу статьи 253 ГПК РФ правом проверить оспариваемый акт на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В связи с чем, при рассмотрении настоящего дела суд не может давать оценку степени экономической обоснованности тарифа, установленного Государственным комитетом в пределах его компетенции.
При таких обстоятельствах оснований для признания Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 26 ноября 2013 года № 151-к "О тарифе на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" на 2014 год" противоречащим федеральному законодательству, недействующим не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Полигон" о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 26 ноября 2013 года № 151-к "О тарифе на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО "Полигон" на 2014 год" противоречащим федеральному законодательству, недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------