По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 23.01.2014 <О признании недействующими частей 6, 7, 8, 9 статьи 64 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 N 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2014 года

Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
с участием представителей Верховного Совета Республики Хакасия Иващенко В.В., Чустеевой И.А.,
прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова Бориса Германовича о признании частей 6, 7, 8, 9 статьи 64 Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2008 года № 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях" (с изменениями от 3 июня 2013 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими,

установил:

10 декабря 2008 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия № 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях", 17 декабря 2008 года подписан Председателем Правительства Республики Хакасия, текст Закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 23 декабря 2008 года № 79. В настоящее время Закон действует в редакции от 3 июня 2013 года.
Смирнов Б.Г., являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (на основании лицензии от 27 августа 2000 года № АСС-19-1438), обратился в суд с заявлением о признании частей 6, 7, 8, 9 статьи 64 Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2008 года № 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях" (с изменениями от 3 июня 2013 года) (далее - Закон Республики Хакасия) противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
В обоснование требований заявитель сослался на нарушение его прав в области предпринимательской деятельности, связанной с пассажирскими перевозками, указав, что оспариваемые им юридические составы установлены за нарушение правил, регламентированных федеральным законодательством, и ответственность за несоблюдением которых предусмотрена федеральным законом, следовательно, оспариваемые положения Закона Республики Хакасия приняты с превышением нормотворческих полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании Смирнов Б.Г. не присутствовал.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия Иващенко В.В., Чустеева И.А. с доводами заявителя не согласились, пояснив, что федеральным законодательством не установлены расписания, интервалы движения пассажирского автомобильного транспорта, а также ответственность перевозчика за их нарушение. Маршруты, расписание, интервалы движения регламентируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Обязанность утверждать маршруты и графики движения пассажирского транспорта общего пользования является одним из способов реализации возложенной на органы местного самоуправления функции по организации транспортного обслуживания.
Выслушав представителей Верховного Совета Республики Хакасия, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Иные вопросы в области законодательства об административных правонарушениях в части установления административной ответственности относятся к ведению субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 28 декабря 2013 года) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 14, подпункту 6 пункта 1 статьи 15, подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 28 декабря 2013 года) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, муниципального района и городского округа относятся к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа.
В судебном заседании установлено, что 10 декабря 2008 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия № 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях".
Согласно статье 73 Конституции Республики Хакасия, статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого Закона Республики Хакасия) Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов.
Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия").
В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия" заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Хакасия и настоящим Законом (соответственно) (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия").
Таким образом, для принятия закона Республики Хакасия необходимо 38 голосов депутатов, при этом заседание Верховного Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 депутатов.
На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 10 декабря 2008 года присутствовало 68 депутатов, за принятие оспариваемого Закона Республики Хакасия проголосовало 68 депутатов.
Таким образом, оспариваемый Закон Республики Хакасия принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.
Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Хакасия.
Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения (статья 87 Конституции Республики Хакасия, статья 18 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия").
Официальным опубликованием законов Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия считается публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар - Известия"; в бюллетене "Вестник Хакасии" (статья 34 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" (с изменениями от 5 апреля 2011 года).
Закон Республики Хакасия подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 17 декабря 2008 года, опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 23 декабря 2008 года № 79.
В настоящее время Закон действует в редакции от 3 июня 2013 года.
Статьей 64 Закона Республики Хакасия установлена административная ответственность за нарушение правил пользования общественным транспортом, а именно, частями 6, 7, 8 и 9 предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров автомобильным общественным транспортом (кроме легковых таксомоторов) с нарушением утвержденного уполномоченными органами расписания или установленных интервалов движения; осуществление перевозок пассажиров автомобильным общественным транспортом (кроме легковых таксомоторов) без утвержденного уполномоченными органами расписания движения, а также совершение этих правонарушений повторно.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 2 июля 2013 года) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 8 этого же Закона предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280 (с изменениями от 26 ноября 2013 года) утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с пунктом 3 которого в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, соблюдение которых лицензиатом в силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательно, являются, в том числе, соблюдение требований, предъявляемых к перевозчику Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт 4 Положения).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий и требований влечет наступление административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общественные отношения в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения, организации дорожной безопасности, в том числе в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будучи вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральными законами от 10 декабря 2005 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года.
Из положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изменениями от 28 июля 2012 года) следует, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а не актами субъекта Российской Федерации.
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автомобильного общественного транспорта с уполномоченными органами местного самоуправления вытекает из положений федерального законодательства.
Так, на основании частей 4 и 5 статьи 19 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (с изменениями от 26 ноября 2013 года) утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Согласно пункту 3 данных Правил регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 5 Правил).
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Республики Хакасия, касающиеся осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с договором по организации регулярных перевозок, носят организационный характер, в связи с чем не могут явиться основой для установления административной ответственности.
Установленная диспозициями оспариваемых норм Закона Республики Хакасия ответственность за осуществление перевозок пассажиров автомобильным общественным транспортом с нарушением утвержденного уполномоченными органами расписания или установленных интервалов движения; осуществление перевозок пассажиров автомобильным общественным транспортом без утвержденного уполномоченными органами расписания движения, а также совершение этих правонарушений повторно, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.23 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение правил перевозки людей.
Таким образом, региональный законодатель, установив административную ответственность за нарушение правил пользования общественным транспортом, то есть правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, превысил свои полномочия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании оспариваемых норм Закона Республики Хакасия противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу являются обоснованными и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Смирнова Бориса Германовича удовлетворить.
Признать части 6, 7, 8, 9 статьи 64 Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2008 года № 91-ЗРХ "Об административных правонарушениях" (с изменениями от 3 июня 2013 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасия".
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------