По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 16.12.2014 по делу N 2-1905/2014 <О признании недействующими пунктов 4, 5, 6, 7, 9 части 6 статьи 16 Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Саяногорска, пунктов 4, 5, 6, 7, 9 части 6 статьи 16 Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки, пунктов 4, 5, 6, 7, 9 части 6 статьи 16 Правил землепользования и застройки пгт. Майна, утв. решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 N 110>



САЯНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу № 2-1905/2014

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Черных А.Ю.,
при секретаре Авериной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Саяногорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления (в порядке ст. 45 ГПК РФ), при участии:
от заявителя - помощника прокурора Погудина В.М.,
от Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск - представителя по доверенности Чубарова М.И.

установил:

Решением № 110 от 22.12.2010 Саяногорского городского Совета депутатов "Об утверждении "корректировки Генерального плана муниципального образования г. Саяногорск" были утверждены, в том числе:
- Генеральный план и Правила землепользования и застройки г. Саяногорска согласно приложению № 1 к настоящему решению;
- Генеральный план, совмещенный с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки согласно приложению № 2 к настоящему решению;
- Генеральный план, совмещенный с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Майна, д. Богословка согласно приложению № 3 к настоящему решению.
Частью 6 статьи 16 Генерального плана и правил землепользования г. Саяногорска, являющегося приложением № 1 к данному решению установлен перечень документов, которые необходимо представить заявителю для получения градостроительного плана:
Пункты 4, 5, 6, 7, 9 указанной статьи возлагают на заявителя обязанность предоставления следующих документов:
- правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации + документы - основания: постановление, договор купли-продажи, договор аренды) (п. 4);
- кадастровый план земельного участка (п. 5);
- топографическая съемка земельного участка и прилегающей территории к нему (заказать в организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности, - ООО "Земля", ОАО "ХакасТИСИз", ГУП РХ УТИ) (п. 6);
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на участке (п. 7);
- технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции: в части электроснабжения - в ОАО "Хакасэнерго"; в части водоснабжения и канализация - в МУП "Енисейводоканал"; в части теплоснабжения - в МУП "Тепловые сети" (п. 9).
Аналогичные положения содержатся соответственно в п. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 6 ст. 16 Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки (приложение № 2) и п. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 6 ст. 16 Правил землепользования и застройки пгт. Майна (приложение № 3).
Прокурор г. Саяногорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и просит признать недействующим со дня вступления решения в законную силу п. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 6 ст. 16 приложений № 1, 2, 3 к указанному решению, поскольку они противоречат федеральному законодательству.
Пункты вышеуказанных статей возлагающие на заявителя обязанность по предоставлению правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты недвижимости, кадастрового паспорта земельного участка, технические условия на подключение по мнению заявителя противоречат федеральному законодательству. Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Требуемые документы в данный перечень не включены.
Кроме того, вышеуказанные нормы содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом "а" части 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, в части необоснованного требования от заявителей правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты недвижимости, кадастрового паспорта земельного участка и технических условий на подключение и возможного необоснованного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пункты 6, 9 части 6 статей 16 указанных приложений к оспариваемому нормативному акту обязывают заявителя заказывать получение требуемых документов в конкретных организациях, что противоречит пункту 1 статьи 421 ГК РФ в соответствии с которым граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Так же заявителем указывается на то, что МУП "Енисейводоканал" и МУП "Тепловые сети", в которых необходимо заказывать данные документы в настоящее время деятельность не осуществляют, находясь в стадии ликвидации. Вышеуказанные нормы также противоречат антимонопольному законодательству - пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которым органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Погудин В.М. заявление поддержал и просил его удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск по доверенности Чубаров М.И. указал, что они согласны с заявлением прокурора, но внести самостоятельно изменения не могут, так как в компетенцию не Совета депутатов не входит разработка данного проекта.
Суд, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" выдача органом местного самоуправления градостроительных планов земельных участков по заявлению граждан и юридических лиц подпадает под понятие муниципальной услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 6 статьи 7 Закона № 210-ФЗ определен перечень документов, представляемых в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа на которые не распространяются положения пункта 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ.
Кадастровый паспорт земельного участка, правоустанавливающие документы на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости (за исключением правоустанавливающих документов на объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок, с ним) и технические условия на подключение в указанный выше перечень не включены.
Таким образом, пункты 4, 5, 7, 9 части 6 статей 16 Генерального плана и Правил землепользования и застройки г. Саяногорска, Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки, Правил землепользования и застройки пгт. Майна, вступили в противоречие с федеральным законодательством, поскольку требуют от заявителей предоставления документов, которые орган местного самоуправления обязан самостоятельно запрашивать в органах государственной власти или подведомственных этим органам организациях в порядке межведомственного взаимодействия, если заявитель не представил указанные документы по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для, приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Положения пунктов 6 и 9 части 6 статей 16 Генерального плана и Правил землепользования и застройки г. Саяногорска, Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки, Правил землепользования и застройки пгт. Майна, обязывающие заявителя заказывать необходимые документы в конкретных организациях противоречат приведенным нормам действующего законодательства.
Кроме этого, суд отмечает то, что МУП "Енисейводоканал" и МУП "Тепловые сети" в настоящее время деятельность не осуществляют, находятся в стадии ликвидации, что подтверждается выпискам из ЕГРЮЛ.
В связи с этим, указание на необходимость получения технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов, строительства и реконструкции в части водоснабжения и канализации - в МУП "Енисейводоканал" и в части теплоснабжения - в МУП "Тепловые сети" фактически закрывает возможность заявителю получить доступ к муниципальной услуге.
Ссылку заявителя на коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом "а" части 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 суд находит не состоятельным поскольку доказательств того, что проводилась антикоррупционная экспертиза соответствующим экспертным учреждением данного нормативного правового акта, суду не представлено.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать решение № 110 от 22.12.2010 г. Саяногорского городского Совета депутатов "Об утверждении "корректировки Генерального плана муниципального образования г. Саяногорск" противоречащими федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части:
- п. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 6 ст. 16 Генерального плана и Правил землепользования и застройки г. Саяногорска;
- п. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 6 ст. 16 Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки;
- п. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 6 ст. 16 Правил землепользования и застройки пгт. Майна.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что решение № 110 от 22.12.2010 г. Саяногорского городского Совета депутатов "Об утверждении "корректировки Генерального плана муниципального образования г. Саяногорск" опубликовано в городской газете "Саянские ведомости" № 46 от 13 ноября 2014 года, суд считает необходимым обязать Совет депутатов муниципального образования город Саяногорск опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора г. Саяногорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу:
- пункты 4, 5, 6, 7, 9 части 6 статьи 16 Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Саяногорска, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 г. № 110 "Об утверждении "Корректировки Генерального плана муниципального образования г. Саяногорск";
- пункты 4, 5, 6, 7, 9 части 6 статьи 16 Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, и Правил землепользования и застройки пгт. Черемушки, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 г. № 110 "Об утверждении "Корректировки Генерального плана муниципального образования г. Саяногорск";
- пункты 4, 5, 6, 7, 9 части 6 статьи 16 Правил землепользования и застройки пгт. Майна, утвержденных решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 г. № 110 "Об утверждении "Корректировки Генерального плана муниципального образования г. Саяногорск".
Обязать Совет депутатов муниципального образования город Саяногорск опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере городской газеты "Саянские ведомости".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2014 г.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2014 г.

Судья
А.Ю.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------