По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 30.10.2014 по делу N 2-2035/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11.1 приложения к Постановлению Администрации г. Черногорска от 21.12.2012 N 4408-п "Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования">



ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу № 2-2035/2014

Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Хохряковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черногорска о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 11.1 Приложения к постановлению Администрации г. Черногорска от 21.12.2012 г. № 4408-п "Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования",

установил:

Прокурор г. Черногорска обратился в суд с указанным выше заявлением, просил признать недействующим пункт 11.1 Приложения к постановлению Администрации г. Черногорска от 21.12.2012 г. № 4408-п "Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования" как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582.
Заявление мотивировано тем, что постановлением Администрации г. Черногорска от 21.12.2012 г. № 4408-п утверждены коэффициенты арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования. Постановление опубликовано в газете "Черногорск" № 99 от 26.12.2012 г.
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что начисление арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия № 5 от 23.01.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия" и настоящим Постановлением.
Пунктом 11.1 Приложения к указанному постановлению для земельных участков, предоставленных для строительства и размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, полос отвода железных и автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики, предусматривается коэффициент в размере 1,80.
Указанный пункт противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закона № 137-ФЗ) годовой размер арендной платы за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), установлен в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет (постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. по делу № А58-2302/2008). В данном постановлении также указано, что данные правила определения размера арендной платы представляют собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
Таким образом, предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, установлен непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления.
Установленный пунктом 11 Приложения коэффициент в размере 1,8% от кадастровой стоимости земельного участка ниже, нежели установлен на федеральном уровне, что влечет недополучение бюджетом города неналоговых поступлений в виде арендной платы за земельные участки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 установлены основные принципы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким принципам отнесены принцип предсказуемости расчета размера арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип запрета необоснованных предпочтений; принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 принципы являются общеобязательными при определении размера арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов.
Таким образом, пункт 11.1 оспариваемого Приложения не соответствует требованиям подп. 2.2 п. 2 ст. 30, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, нарушает права и законные интересы муниципального образования г. Черногорск на получение неналоговых платежей.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Черногорска Цицилина О.А. требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель Администрации г. Черногорска Аношкина И.Е., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявления просила отказать, в своих устных объяснениях и письменных возражениях на иск (л. д. 37 - 40) ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативно-правового акта не противоречат федеральному законодательству. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 4, 8 статьи 34 Устава муниципального образования г. Черногорск предусмотрено, что Администрация г. Черногорска взимает плату за землю; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уставом муниципального образования г. Черногорск не предусмотрено исключительных полномочий представительного органа - Совета депутатов г. Черногорска на установление порядка определения арендной платы за пользование земельными участками.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.09.2010 г. № 472 "О внесении изменения в Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05" в абзаце 8 пункта 2.2 названного Положения определение коэффициента Кв дополнено словами "с учетом экономического обоснования".
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 г. № 209-О, дифференциация ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, в связи с чем судебным органам при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога следует выявлять, проводились ли при принятии органом местного самоуправления нормативного правового акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Указанная правовая позиция подлежит применению и при установлении ставок арендной платы за землю.
Спорный коэффициент установлен органом местного самоуправления на основании Отчета "Экономическое обоснование и расчет коэффициентов видов разрешенного использования категории земельных участков, применяемых при расчете арендной платы", подготовленного ООО "Экспертиза и оценка региональной собственности".
Исходя из буквального толкования п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ (в пределах двух процентов) установление органом местного самоуправления коэффициента в размере 1,8% не противоречит законодательству, что подтверждается позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. № 12404/09.
Выслушав прокурора, представителя Администрации г. Черногорска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктами 4, 8 статьи 34 Устава муниципального образования г. Черногорск (утв. Решением Совета депутатов г. Черногорска от 28.06.2005 № 38) установлено, что Администрация города взимает плату за землю; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимает решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
21.12.2012 г. Администрацией г. Черногорска принято постановление № 4408-п "Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования" (далее - Постановление № 4408-п).
Постановление опубликовано в газете "Черногорск", № 99 от 26.12.2012 г.
Указанное постановление носит характер нормативного правового акта, так как в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Пунктом 1 Постановления № 4408-п установлено, что при исчислении арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, подлежат применению коэффициенты арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования в соответствии с приложением к настоящему Постановлению.
Согласно п. 2 Постановления № 4408-п начисление арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, следует производить в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия № 5 от 23.01.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия" и настоящим Постановлением.
Для юридических лиц ежегодная арендная плата за земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлена в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (пункт 3 Постановления).
Пунктом 11.1 Приложения к постановлению установлен коэффициент арендой платы в процентах к кадастровой стоимости земельного участка в размере 1,80 для земельных участков, предоставленных для строительства и размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, полос отвода железных и автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики.
В обоснование своих требований прокурор г. Черногорска ссылается на то, что предельный годовой размер арендной платы за указанные выше земельные участки установлен федеральным законодательством (в пределах двух процентов кадастровой стоимости) и не может быть установлен органом местного самоуправления.
Кроме того, по мнению прокурора, установление спорного коэффициента в размере 1,8% нарушает права и законные интересы муниципального образования г. Черногорск в связи с недополучением бюджетом города неналоговых платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Как следует из абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, статьей 3 Федерального закона № 137-ФЗ установлен предельный размер годовой арендной платы в отношении определенных видов земельных участков, однако при этом пункт 2 указанной статьи содержит отсылочную норму, в соответствии с которой порядок определения арендной платы устанавливается либо в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - пункт 10 статьи 3).
Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) установлены фиксированные ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков (предоставленных для пользования недрами, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.), однако в отношении земельных участков, указанных в п. 11.1 Приложения к Постановлению № 4408-п, такие ставки указанными Правилами не установлены.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05.
В соответствии с п. 2.2 названного Положения размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:

Ап = КС х Кв х Ки, где:

Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S х УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м,
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;
Ки - коэффициент инфляции.
Указанная формула предусматривает применение коэффициента "Кв", который и утвержден оспариваемым Постановлением № 4408-п в размере 1,8%.
Буквальное толкование пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ свидетельствует о том, что данной правовой нормой установлен предельный ("в пределах", то есть не более двух процентов) размер годовой арендной платы за земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Положений, запрещающих органам местного самоуправления в соответствии с утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определять коэффициент "Кв" для указанной выше категории земельных участков, Федеральный закон № 137-ФЗ не содержит.
Поскольку утвержденный Администрацией г. Черногорска в п. 11.1 Приложении к Постановлению № 4408-п коэффициент "Кв" в размере 1,8% при расчете арендной платы по формуле, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 (Ап = КС x Кв x Ки), не влечет превышение размера годовой арендной платы выше двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка, оспариваемое прокурором г. Черногорска положение не противоречит п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия Администрация г. Черногорска вправе устанавливать оспариваемый коэффициент в пределах, установленных федеральным законодателем, довод прокурора о недополучении бюджетом города неналоговых доходов от арендной платы за земельные участки не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов муниципального образования г. Черногорск.
Следует отметить, что Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закона № 137-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 01.03.2015 г., согласно которым годовой размер арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков установлен только в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков.
Приведенный в заявлении довод прокурора г. Черногорска о противоречии п. 11.1 Приложения к Постановлению № 4408-п подпункту 2.2 пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации судом отклоняется, поскольку данная правовая норма регулирует порядок предоставления в аренду и расчета арендной платы только в отношении земельных участков, предоставленных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
С учетом приведенных выше обстоятельств оснований для удовлетворения заявления прокурора г. Черногорск суд не находит.
Руководствуясь ст. 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора г. Черногорска о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 11.1 Приложения к постановлению Администрации г. Черногорска от 21.12.2012 г. № 4408-п "Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Справка: мотивированное решение составлено 05.11.2014 г.

Председательствующий
Д.М.ДМИТРИЕНКО

Судья
Д.М.ДМИТРИЕНКО


------------------------------------------------------------------