По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 26.09.2014 <О признании недействующими пунктов 3 и 4 части 2 статьи 23.1, статьи 23.2 Устава муниципального образования Бейский район, утв. решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27.06.2005 N 196 >



БЕЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2014 года

Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,
при секретаре Александровой Д.В.
с участием помощника прокурора Демагина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 23.1, статьи 23.2 Устава МО Бейский район Республики Хакасия (в редакции от 30.04.2014 года № 193) противоречащими федеральному и региональному законодательству и недействующими,

установил:

Прокурор Бейского района, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что Советом депутатов Бейский район принят Устав муниципального образования Бейский район от 27.06.2005 года № 196 и в настоящее время действует в редакции решений Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 30.04.2014 года № 193. По результатам проверки установлено, что пункты 3 и 4 части 2 статьи 23.1 и статья 23.2 Устава противоречат требованиям федерального законодательства. Так, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 23.1 Устава установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, кроме гарантий, установленных частью 1 статьи 23.1 Устава, предоставляются: медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после его выхода на пенсию с муниципальной должности, доплата к пенсии в соответствии с законами Республики Хакасия и настоящим Уставом, что противоречит федеральному и региональному законодательству. Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 3 и 4 части 2 статьи 23.1 и статьи 23.2 Устава МО Бейский район Республики Хакасия (в ред. от 30.04.2014 года № 193). Обязать заинтересованное лицо привести Устав муниципального образования Бейский район в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Демагин А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Бейского района Козин А.С. действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора признал в полном объеме, о чем предоставил суду письменное заявление.
Выслушав прокурора, мнение представителя Совета депутатов Бейского района изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что признание заявленных требований по настоящему делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления в РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ закреплено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 86 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, правовая природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через орган местного самоуправления, следовательно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений.
Указанная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 15-П от 27.06.2013 года по делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и пункта 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Между тем, федеральный законодатель, наделяя субъект органы местного самоуправления нормотворческими полномочиями, одновременно определил объемы и границы их осуществления.
В частности, статьей 31 Бюджетного кодекса РФ определен принцип самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Статья 33 Бюджетного кодекса РФ дает понятие принципу сбалансированности бюджета, указывая, что при этом объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Таким образом, реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета данного муниципального образования.
Установление дополнительных гарантий указанным в части 2 статьи 23.1 Устава лицам, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям названного федерального законодательства.
Статьей 23.2 Устава установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, после освобождения их от должности выплачивается денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в случаях: неизбрания их на должность после окончания срока полномочий; упразднения должности в связи с объединением муниципальных образований, разделением или упразднением муниципального образования. В случае, если на новом месте работы размер денежного содержания бывшего депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, ниже размера прежнего денежного содержания, то им производится доплата до уровня прежнего денежного содержания.
Указанные выплаты производятся в течение одного года со дня прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе.
Указанная норма введена решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 22.08.2011 года № 424.
Согласно статье 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
При этом каким-либо федеральным законом не предусмотрено, что на депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, не распространяются нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти части 2 статьи 6 ТК РФ).
Учитывая, что деятельность граждан, избранных на выборные должности в органах местного самоуправления, непосредственно связана с реализацией их права на труд, выплата ежемесячного денежного содержания депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, с момента прекращения полномочий до момента их трудоустройства является гарантией социально-трудового характера, а ее регулирование относится к сфере трудового права, несмотря на то, что как по наименованию, так и по содержанию данная норма указывает на предоставление мер социальной поддержки.
Из смысла статьи 172 ТК РФ следует, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, могут быть предоставлены только на период выполнения ими своих полномочий.
Кроме того, статья 7 Закона Республики Хакасия от 12.05.2011 года № 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" (в ред. от 05.05.2012 года) устанавливающая социальные гарантии, предоставляемые депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, после освобождения их от должности в связи с прекращением полномочий со вступлением в силу Закона Республики Хакасия от 09.07.2012 года № 55-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" была изменена, Законом Республики Хакасия от 03.06.2013 года № 39-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О гарантиях осуществления полномочий и мерах социальной поддержки депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" утратила силу.
Таким образом, положения статьи 23.2 Устава являются недействующими в настоящее время, противоречат федеральному и региональному законодательству.
Оспариваемый Устав муниципального образования Бейский район является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая выше исследованные обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимания признание Советом депутатов Бейский район заявленных требований в полном объеме, что не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц, суд приходит к выводу о признании оспариваемых пунктов Устава МО Бейский район Республики Хакасия недействующими со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать положения пунктов 3 и 4 части 2 статьи 23.1, статьи 23.2 Устава муниципального образования Бейский район Республики Хакасия (в редакции от 30.04.2014 года № 193) противоречащими федеральному и региональному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
На решение могут быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий
О.Ю.СОРОГИНА


------------------------------------------------------------------