По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 11.08.2014 по делу N 3-17/2014 <О признании недействующими части 1 статьи 4 в части отсутствия оснований досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия, предусмотренных пунктами 1.4 и 3.9 статьи 12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, части 4 статьи 4 в части слов "федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия", части 3 статьи 31, части 2 статьи 33 Закона Республики Хакасия от 28.12.1999 N 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу № 3-17/2014

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Осиновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу частей 1, 4 статьи 4, части 3 статьи 31, части 2 статьи 33 Закона Республики Хакасия "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия",

установил:

Закон Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года № 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (далее - Закон РХ № 72) опубликован 11 января 2000 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" (№ 1 - 2), действует в редакции Закона Республики Хакасия от 29 апреля 2013 года № 22-ЗРХ.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Закона Республики Хакасия "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия".
В обоснование требований указывает, что ч. 1 ст. 4 Закона РХ № 72 противоречит федеральному законодательству в связи с тем, что не содержит всех оснований досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
Полагает, что ч. 4 ст. 4 Закона РХ № 72 противоречит федеральному законодательству, так как в нарушение требований ст. 12 (п. 6) Федерального закона № 184-ФЗ расширяет круг республиканских нормативных правовых актов, регламентирующих порядок замещения образовавшегося вакантного депутатского мандата в случае досрочного прекращения депутатских полномочий.
Поясняет, что ч. 3 ст. 31 Закона РХ № 72 противоречит федеральному законодательству, поскольку уровень бюджетной обеспеченности республики невысокий, показатели уровня социальной защищенности населения низкие и установление дополнительных материальных гарантий депутатам Верховного Совета Республики Хакасия не согласуется с принципом самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
Считает, что ч. 2 ст. 33 Закона РХ № 72 противоречит федеральному законодательству, так как не предусматривает возможность возмещения лицам (хозяйствующим субъектам) из республиканского бюджета денежных средств в связи с предоставлением депутатам Верховного Совета Республики Хакасия бесплатных билетов на автомобильный, железнодорожный, речной транспорт. Обращает внимание, что вопросы, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регламентированы гражданским законодательством, находящимся согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации.
В судебном заседании представители прокуратуры Республики Хакасия Васильева Е.В., Доценко К.Ю. доводы заявления поддержали, представили уточнение к заявлению, в котором исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия просит признать ч. 1 ст. 4 Закона РХ № 72 противоречащей федеральному законодательству, недействующей в той части, в которой она среди прочих не предусматривает оснований досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия, закрепленных в пунктах 1.4 и 3.9 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Новопашина Е.В. представила письменные возражения на заявление прокурора, в которых пояснила, что требование о признании ч. 1 ст. 4 Закона РХ № 72 противоречащей федеральному законодательству, недействующей обоснованы. В остальной части требования не признала, указав, что оспариваемые республиканские законоположения не противоречат федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики.
Согласно ст. 7 Конституции Республики Хакасия (далее - Конституция РХ) государственная власть в Республике Хакасия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своей компетенции самостоятельны.
Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия (ст. 72 Конституции РХ).
Статья 73 (ч. 1) Конституции РХ закрепляет, что Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Данная норма действует в редакции Конституционного закона Республики Хакасия от 03.11.2010 № 100-ЗРХ. До вступления в силу указанного Конституционного закона Верховный Совет Республики Хакасия состоял из 75 депутатов.
В соответствии со ст. 87 (ч. ч. 1 - 3) Конституции РХ закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия.
Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения.
На 28 декабря 1999 года (день принятия Закона РХ № 72) ч. 3 ст. 87 Конституции РХ действовала в редакции, которая предусматривала, что принятые Верховным Советом Республики Хакасия законы в течение пяти дней подписывались Председателем Верховного Совета Республики Хакасия и вступали в силу с момента их опубликования в печати, если иное не было оговорено в законе.
На основании п. "б" ст. 96 Конституции РХ Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия обнародует Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, удостоверяя их обнародование путем подписания и опубликования законов, либо отклоняет законы, принятые Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 14 календарных дней со дня их поступления в Правительство Республики Хакасия.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" официальным опубликованием законов Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия считается публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар - Известия"; в бюллетене "Вестник Хакасии".
До вступления в силу указанного Закона действовал Закон Республики Хакасия от 24.09.1996 № 68 "О порядке опубликования и вступления в силу республиканских законов, постановлений и иных нормативных актов Республики Хакасия", статья 7 которого предусматривала, что "Вестник Хакасии" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются республиканские законы, постановления Верховного Совета Республики Хакасия и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, постановления и распоряжения Председателя Правительства Республики Хакасия, постановления Правительства Республики Хакасия и Президиума Правительства Республики Хакасия.
28 декабря 1999 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия № 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия", подписанный этой же датой Председателем Верховного Совета Республики Хакасия. Текст Закона опубликован в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" (№ 1 - 2).
В оспариваемые прокурором нормы Закона РХ № 72 вносились изменения: от 10.05.2001 № 10; от 25.11.2004 № 93; от 21.02.2006 № 4-ЗРХ; от 13.04.2007 № 22-ЗРХ; от 05.11.2008 № 62-ЗРХ; от 09.06.2009 № 55-ЗРХ; от 29.04.2013 № 22-ЗРХ.
Из представленных представителем Верховного Совета Республики Хакасия выписок из протоколов сессий Верховного Совета Республики Хакасия следует, что изменения в Закон РХ № 72 приняты правомочным законодательным органом Республики Хакасия при необходимом количестве голосов. Законы, вносящие изменения в Закон РХ № 72, подписаны уполномоченным должностным лицом и опубликованы в установленные сроки в официальном печатном издании "Вестник Хакасии".
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
По смыслу названных конституционных положений, региональный законодатель, обладающий широкой дискрецией при осуществлении правового регулирования в субъекте Российской Федерации, обязан исходить из того, что принимаемые им законы (иные нормативные правовые акты) не должны противоречить федеральным законам.
В части 1 статьи 4 Закона РХ № 72 (в ред. от 29.04.2013) перечислены основания досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия: письменное заявление депутата Верховного Совета о сложении своих полномочий: утрата депутатом Верховного Совета гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Верховного Совета; признание депутата Верховного Совета недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу; признание депутата Верховного Совета безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; смерть депутата Верховного Совета; отзыв депутата Верховного Совета; возникновение обстоятельств, указанных в части четвертой статьи 1 Закона РХ № 72; роспуск Верховного Совета в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; решение Верховного Совета о самороспуске, принимаемого в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Хакасия и законом Республики Хакасия; вступление в силу решения Верховного Суда Республики Хакасия о неправомочности данного состава депутатов Верховного Совета.
В течение срока своих полномочий депутат Верховного Совета не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Хакасия, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 1 Закона РХ № 72).
В свою очередь, федеральный закон закрепляет и иные основания досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.4 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.05.2013 № 102-ФЗ) несоблюдение требований, указанных в пункте 3 статьи 2.1 настоящего Федерального закона и пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
Лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (п. 3 ст. 2.1 Федерального закона № 184-ФЗ).
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран (п. 1.1 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ).
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит (п. 1.2 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ).
Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее (п. 1.3 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ).
В силу п. 3.9 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.05.2013 № 102-ФЗ) установление в отношении депутата, избранного по одномандатном) или многомандатному избирательному округу, или депутата, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Таким образом, в региональном правовом акте не воспроизведены нормы федерального закона в части всех оснований досрочного прекращения депутатских полномочий, что влечет установление иного правового регулирования. Следовательно, ч. 1 ст. 4 Закона РХ № 72 противоречит федеральному законодательству в части отсутствия оснований досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия, предусмотренных пунктами 1.4 и 3.9 статьи 12 Федерального закона № 184-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ в случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона РХ № 72 (в ред. от 29.04.2013) в случае досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.
Часть 1 ст. 7 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 87-ЗРХ (в ред. от 05.04.2011) "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" включает в систему республиканского законодательства: 1) Конституцию Республики Хакасия; 2) законы Республики Хакасия; 3) постановления Верховного Совета Республики Хакасия нормативного характера; 4) постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия; 5) постановления Правительства Республики Хакасия; 6) приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия.
Таким образом, оспариваемая норма (ч. 4 ст. 4 Закона РХ № 72), расширяющая круг федеральных и региональных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок замещения образовавшегося вакантного депутатского мандата в случае досрочного прекращения депутатских полномочий, в части слов "федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.", противоречит п. 6 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ.
На основании ч. 3 ст. 31 Закона РХ № 72 (в ред. от 29.04.2013) депутату Верховного Совета, работавшему на постоянной основе не менее одного года и прекратившему полномочия (в том числе досрочно), предоставляется единовременная денежная выплата в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Республиканское законодательство, как указывалось выше, состоит из Конституции Республики Хакасия, ее законов, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия нормативного характера, постановлений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия, а также приказов органов исполнительной власти Республики Хакасия (ч. 1 ст. 7 Закона РХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия").
Федеральный законодатель, предоставляя субъектам Российской Федерации полномочия по установлению гарантий депутатской деятельности, предусмотрел, что этот вопрос может быть регламентирован исключительно конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 13 Федерального закона № 184-ФЗ).
Из системного толкования статей 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Конституцией РХ (ч. 6 ст. 74), Законом РХ № 72 (ст. 23(1) определено, что гарантии деятельности депутата Верховного Совета Республики Хакасия устанавливаются Конституцией Республики Хакасия и законом Республики Хакасия.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что предоставление материально-финансовых гарантий депутатам возможно только в соответствии с федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 5 апреля 2013 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов", установление гарантий деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, является дискреционным полномочием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из оспариваемой нормы следует, что она не называет конкретный вид нормативного правового акта, на основании которого предоставляется единовременная денежная выплата, не конкретизирует условия ее предоставления и размер, в связи с чем суд приходит к выводу, что такое положение регионального правового акта по своему содержанию носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, то есть не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П).
В пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 обращено внимание, что, если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Исходя из изложенного, ч. 3 ст. 31 Закона РХ № 72 противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона РХ № 72 (в ред. от 29.04.2013) при предъявлении удостоверения депутата Верховного Совета билетные кассы автомобильных, железнодорожных вокзалов и станций, речных вокзалов (как суточной, так и предварительной продажи) обязаны вне очереди предоставить депутату Верховного Совета бесплатный билет на одно место.
В силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство, которое регламентирует отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа.
Указанные отношения урегулированы на федеральном уровне Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, закрепляющими обязанность пассажира при приобретении проездного документа уплатить его стоимость.
Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность билетных касс (так указано в оспариваемой норме) автомобильных, железнодорожных вокзалов и станций, речных вокзалов (как суточной, так и предварительной продажи) при предъявлении депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставить бесплатный билет на одно место.
Таким образом, оспариваемая норма (ч. 2 ст. 33 Закона РХ № 72) противоречит федеральному законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 28 (абз. 3) Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ).
В пункте 30 (абз. 1) Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 указано, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.
Как указывалось выше, оспариваемый в части Закон РХ № 72 был опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", в связи с чем суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года № 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (в ред. от 29.04.2013) в части отсутствия оснований досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия, предусмотренных пунктами 1.4 и 3.9 статьи 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 28.06.2014).
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 4 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года № 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (в ред. от 29.04.2013) в части слов "федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.".
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 3 статьи 31 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года № 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (в ред. от 29.04.2013).
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи 33 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года № 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (в ред. от 29.04.2013).
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 15 августа 2014 года.

Председательствующий
Е.П.РЕДЬКО


------------------------------------------------------------------