По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 21.07.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 20.12.2013 N 295-к "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Хакасресводоканал Ширинского района" на 2014 год" в части установления тарифа на питьевую воду для потребителей п. Жемчужный и тарифа на водоотведение для потребителей п. Жемчужный>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2014 года

Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
с участием представителей открытого акционерного общества "Курорт "Озеро Шира" Котнякова Н.Н., Петрова В.Д., Третьяковой Е.А.,
представителя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданяна М.А.,
прокурора Минчук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Курорт "Озеро Шира" о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2013 года № 295-к "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Хакасресводоканал Ширинского района на 2014 год" в части установления тарифа на питьевую воду для потребителей п. Жемчужный, и тарифа на водоотведение для потребителей п. Жемчужный противоречащим федеральному законодательству, недействующим,

установил:

ОАО "Курорт "Озеро Шира" обратилось в суд с заявлением о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2013 года № 295-к "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Хакасресводоканал Ширинского района на 2014 год" в части установления тарифа на питьевую воду для потребителей п. Жемчужный, и тарифа на водоотведение для потребителей п. Жемчужный противоречащим федеральному законодательству, недействующим, мотивируя требования тем, что ООО "Хакасресводоканал Ширинского района" на момент обращения в Госкомтарифэнерго Республики Хакасия с заявлением об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение не обладало на законных основаниях имуществом, предназначенным для водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Жемчужненский поссовет. Представленные в тарифное дело договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет были заключены сроком на 30 дней, то установление тарифов на следующий период регулирования, то есть на 2014 год, является незаконным. К заявлению об установлению тарифов были приложены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 16 октября 2013 года, однако Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия администрация муниципального образования Жемчужненский поссовет признана нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона "О защите конкуренции" в части заключения с ООО "Хакресводоканал Ширинского района" договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 16 октября 2013 года без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции - без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.
В судебном заседании представители ОАО "Курорт "Озеро Шира" Котняков Н.Н., Петров В.Д., Третьякова Е.А. на заявленных требованиях настаивали, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлениях.
Представитель Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданян М.А. с доводами заявителя не согласился, пояснив, что при установлении тарифа для ООО "Хакасресводоканал Ширинского района" в материалы дела были представлены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет (водоснабжения, водоотведения) от 17 декабря 2013 года, заключенные между Администрацией муниципального. образования Жемчужненский поссовет и ООО "Хакасресводоканал Ширинского района". Оспариваемый Приказ принят 20 декабря 2013 года. 24 января 2014 заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования Жемчужненский сельсовет между Администрацией муниципального образования Жемчужненский поссовет и ООО "Хакасресводоканал Ширинского района". Договоры являются безвозмездными, соответственно, при расчете тарифа не учитывались, и не повлияли на его окончательный размер. У Госкомтарифэнерго Хакасии не имелось оснований для отказа в принятии заявления на установление тарифов и открытия тарифного дела для ООО "Хакасресводоканал".
Выслушав представителей заявителя, представителя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с изменениями от 28 июня 2014 года) (далее - Федеральный закон).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона).
Согласно статье 31 Федерального закона к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в частности, холодное водоснабжение. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (с изменениями от 26 июня 2014 года).
Настоящие Правила определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной службой по тарифам.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации (пункты 12, 13 Правил).
В силу пункта 16 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов.
В пункте 17 Правил установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим. В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, отказ в открытии дела не допускается (пункт 18 Правил).
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (пункт 20 Правил).
Из смысла приведенных норм следует, что тарифное дело открывается на основании заявления регулируемой организации, которая обязана представить обосновывающие документы согласно перечню. При этом действующим законодательством на орган регулирования тарифов не возложена обязанность проверки, в частности, достоверности правоустанавливающих документов.
В силу пункта 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
В судебном заседании установлено, что Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2013 года № 295-к установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Хакресводоканал Ширинского района" на 2014 год.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 года № 372 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года № 08 "О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия" Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
В области тарификации (ценообразования) товаров и услуг организаций коммунального комплекса Госкомитет устанавливает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае его установления с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (пункт 4.1.2 Положения).
Из протокола заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19 декабря 2013 года № 251/1 следует, что ООО "Хакресводоканал Ширинского района" оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в с. Шира, с. Коммунар, п. Жемчужный Ширинского района; осуществляет регулируемые виды деятельности на объектах коммунальной инфраструктуры, полученных на праве безвозмездного пользования от муниципальных образований Ширинского района согласно договорам безвозмездного пользования.
Суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что у Госкомтарифэнерго не имелось оснований для открытия тарифного дела в связи с отсутствием у ООО "Хакресводоканал" правоустанавливающих документов на право пользования имуществом, предназначенным для водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Жемчужненский поссовет, поскольку в материалы дела представлены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет (водоснабжение, водоотведение) от 17 декабря 2013 года.
То есть, на момент принятия оспариваемого Приказа (20 декабря 2013 года) ООО "Хакресводоканал Ширинского района" владело объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет на праве безвозмездного пользования муниципальным имуществом. То обстоятельство, что договоры безвозмездного пользования были заключены сроком на 30 дней, не могло служить основанием для отказа в открытии тарифного дела и отказа в установлении тарифа.
24 января 2014 года между Администрацией Жемчужненского поссовета и ООО "Хакресводоканал Ширинского района" заключены договоры аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования Жемчужненский сельсовет (водоснабжение, водоотведение) сроком до 24 января 2017 года.
Таким образом, на момент установления тарифа, а также на момент рассмотрения настоящего дела ООО "Хакресводоканал Ширинского района" владеет объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет на законных основаниях.
На момент рассмотрения заявления ООО "Хакресводоканал Ширинского района" об установления тарифа не имелось решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 6 марта 2014 года о признании действий администрации муниципального образования Жемчужненский поссовет нарушившей требования Федерального закона "О защите конкуренции" в части заключения с ООО "Хакресводоканал Ширинского района" договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 16 октября 2013 года без проведения торгов.
Экспертные заключения от 17 декабря 2013 года по делам об установлении тарифа (цены) на питьевую воду для ООО "Хакресводоканал Ширинского района" п. Жемчужный на 2014 год и об установлении тарифа (цены) на водоотведение содержат оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, анализ основных технико-экономических показателей на расчетный период регулирования, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Принимая во внимание, что на момент принятия оспариваемого Приказа ООО "Хакресводоканал Ширинского района" владело муниципальным имуществом Жемчужненского поссовета, предназначенным для осуществления водоснабжения и водоотведения, на основании договоров безвозмездного пользования, то эти договоры не учитывались при расчете тарифов, то есть не повлияли на их размер.
В статье 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 названного Кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Доводы заявителей о том, что часть услуг, включенных в тариф, фактически не оказана, а также о ненадлежащем качестве оказываемых услуг, не имеют правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку касаются правоприменения и подлежат рассмотрению в ином судебном порядке, так как вопросы факта не входят в предмет рассмотрения по делам абстрактного нормоконтроля.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ принят Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пределах предоставленных ему полномочий, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления ОАО "Курорт "Озеро Шира" не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Курорт "Озеро Шира" о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2013 года № 295-к "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Хакасресводоканал Ширинского района на 2014 год" в части установления тарифа на питьевую воду для потребителей п. Жемчужный, и тарифа на водоотведение для потребителей п. Жемчужный противоречащим федеральному законодательству, недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------