По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2014 N 4 "О мероприятиях по содержанию территорий муниципальных образований и мест массового отдыха населения "



ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. № 4

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ И МЕСТ МАССОВОГО ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ
(ПРИРОДНЫХ ЗОН РЕКРЕАЦИЙ)

Я, Главный государственный санитарный врач по Республике Хакасия Романова Т.Г., проанализировав ситуацию по санитарной очистке территорий населенных мест, состояние и условия содержания зон рекреации (отдыха), а именно - водоемов, используемых жителями республики для отдыха, установил существенные отклонения от санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к содержанию территорий населенных мест и открытых водоемов.
Ежегодно в республике образуется более 50 млн. тонн отходов производства и потребления. Для утилизации имеющихся отходов в республике эксплуатируются 7 полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО), 27 усовершенствованных свалок и 156 неусовершенствованных, которые служат в основном для утилизации твердых бытовых отходов. Санитарно-техническое состояние вышеуказанных свалок остается неудовлетворительным, места складирования не имеют конкретных границ, складирование осуществляется без послойной изоляции отходов. Администрациями муниципальных образований не проводится инвентаризация мест складирования; нет данных о размерах территории, занимаемой под места складирования отходов. На имеющихся свалках не осуществляется контроль за количеством и составом поступающих отходов. Из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, отработанные ртутьсодержащие лампы выбрасываются вместе с обычным бытовым мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, что недопустимо.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что отсутствует должный муниципальный контроль за благоустройством и санитарной очисткой территории городов и сельских поселений. Так, в рамках проверок на окраинах городов и сельских поселений выявляются несанкционированные свалки, в первую очередь это касается г. Абакана.
Так, в июне 2013 года управлением проведена плановая проверка в отношении Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана. В ходе проведения проверки проведен осмотр территории г. Абакана, в том числе на окраинах (на землях запаса - на полях) г. Абакана. Выявлено замусоривание территории, массовые несанкционированные свалки.
Содержание мест отдыха населения в период летнего сезона также является актуальным. Администрации муниципальных образований, юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие водоемы для отдыха, не в полном объеме выполняют требования СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест": не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством воды в целях предупреждения возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, не проводится обустройство территории, торговых точек и т.д.
По результатам лабораторных исследований, проводимых в рамках социально-гигиенического мониторинга, отмечается тенденция ухудшения качества воды из водоемов: в 2013 году доля проб, несоответствующих по санитарно-химическим показателям, составила 11% (в 2012 - 7,5%, 2011 - 6,2%) по микробиологическим - 17,7% (в 2012 - 9,4%, 2011 - 18,4%), по паразитологическим - 9,1% (в 2012 - 10,2%, 2011 - 8,98%).
Неблагополучными в эпидемиологическом отношении являются озеро Горькое Алтайского района, где в 2013 году в 25% проб, исследованных на паразитологические показатели, были обнаружены жизнеспособные яйца токсокары и аскариды, дрена северо-восточная (зона отдыха) и река Абакан (район водозабора), где 100% исследованных проб не соответствуют по микробиологическим показателям.
Причиной загрязнения водоемов являются загрязнение береговой зоны бытовыми отходами, отсутствие мусоросборников, туалетов для купающихся, мытье машин на берегу водоема, нахождение в прибрежной зоне домашних животных.
По состоянию на 24.06.2014 Управлением Роспотребнадзора по Республике Хакасия выдано всего 3 санитарно-эпидемиологических заключения о соответствии 4 водных объектов и береговых полос требованиям санитарного законодательства для купания, занятий спортом и отдыха (городской пляж г. Абакана, зона рекреации для купания п. Жемчужный ОАО "Курорт "Озеро Шира", пляж берега реки Енисей в г. Саяногорске и гравийный карьер г. Саяногорска).
При сохранении напряженной эпидситуации по клещевому вирусному энцефалиту актуальным вопросом остается проведение противоклещевых обработок мест массового отдыха и пребывания населения (парковых зон, зон отдыха, музеев под открытым небом, дачных массивов). В текущем году отмечается снижение объемов противоклещевых обработок (551,5 га с учетом повторных обработок против 530,7 га за аналогичный период 2013). Администрации муниципалитетов не уделяют должное внимание проведению противоклещевых обработок территории музеев под открытым небом, детских дошкольных образовательных учреждений.
В связи с ежегодным увеличением пострадавших от укусов клещей на территории дачных массивов гг. Абакана, Абазы, Саяногорска требует решения вопрос проведения акарицидных, дератизационных обработок на данных территориях. Существенной проблемой остается наличие на территориях садоводческих товариществ (объединений) большого количества заброшенных участков, на которых не проводится благоустройство территории, скашивание травы, удаление сухостоя, мусора, что значительно снизит эффективность профилактических мероприятий.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, руководствуясь требованиями ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановляю:

1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов республики:
1.1. Принять меры по:
1.1.1. Ликвидации несанкционированных свалок на территории населенных мест и недопущению их образования.
1.1.2. Созданию рациональной системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов в городских и сельских поселениях.
1.1.3. Разработке централизованной системы сбора ртутьсодержащих ламп (например, создать отдельные пункты приема или осуществлять сбор по заявкам от населения и др.), предусмотрев организацию сбора не только от жителей многоквартирных домов, но и от жителей частного сектора.
1.2. Обеспечить контроль за качественной расчисткой, благоустройством, регулярным скашиванием травяной растительности территорий парков, скверов, кладбищ, дачных массивов, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров.
1.3. Обеспечить контроль за благоустройством лесных массивов, граничащих с территорией населенных пунктов, в том числе санитарных рубок и удаление сухостоя, валежника и прошлогодней травы, разреживание кустарника, уничтожение свалок бытового и лесного мусора.
1.4. Обеспечить ограждение территории мест массового отдыха и пребывания населения, в т.ч. парковых зон, зон отдыха, музеев под открытым небом, от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей.
1.5. Решить вопрос об организации санкционированных мест выгула собак в городах и поселках городского типа.
1.6. Организовать ежегодное проведение противоклещевых обработок территорий парков, скверов, дачных массивов, музеев под открытым небом, кладбищ и других мест массового отдыха и пребывания населения по результатам энтомологического обследования как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров, с обязательным контролем эффективности акарицидных обработок.
1.7. Обеспечить контроль за дератизационными мероприятиями против грызунов весной и осенью на расчищенных территориях мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. парковых зон, зон отдыха, кладбищ), а также на территориях населенных пунктов, пострадавших от подтопления, в т.ч. барьерной, сплошной дератизации разрешенными препаратами по результатам оценки заселенности грызунами.
1.8. Обеспечить контроль за благоустройством территорий дачных массивов с проведением противоклещевых, дератизационных обработок, с привлечением различных источников финансирования (муниципальный бюджет, средства некоммерческих и иных организаций, граждан).
1.9. Организовать проведение дезинсекционных (ларвицидных) обработок, направленных на истребление личинок комаров на водоемах, противокомариных обработок территорий по результатам энтомологического обследования, в том числе на подтопленных территориях.
1.10. Провести учет мест массового купания населения с последующей организацией благоустроенных пляжей, получением санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов требованиям санитарных правил.
1.11. Обеспечить контроль за подготовкой, очисткой и благоустройством пляжей, водоемов, зон отдыха, предназначенных и используемых жителями для купания.
1.12. Обеспечить постоянное размещение предупредительных (запрещающих) аншлагов на водоемах, не подлежащих использованию для купания и отдыха населения.
2. Рекомендовать руководителям жилищно-коммунальных хозяйств, управляющих компаний и товариществ собственников жилья:
2.1. Ликвидировать несанкционированные свалки, способствующие созданию неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах.
2.2. Организовать вывоз мусора из гаражных массивов, частного сектора и окраин городов.
2.3. Обеспечить качественную расчистку и благоустройство территорий обслуживаемых объектов как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров.
2.4. Привести в соответствие с требованиями санитарного законодательства содержание контейнерных площадок.
2.5. Организовать рациональную систему сбора, временного хранения и регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов в городских и сельских поселениях.
2.6. Разработать централизованную систему сбора ртутьсодержащих ламп (например, создать отдельные пункты приема или осуществлять сбор по заявкам от населения и др.).
2.7. Обеспечить проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил и нормативов на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов) существующих полигонов твердых бытовых отходов.
2.8. Обеспечить ежегодное проведение противоклещевых обработок территорий на обслуживаемых объектах по результатам энтомологического обследования как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров, с обязательным контролем эффективности акарицидных обработок.
2.9. Обеспечить проведение дератизационных мероприятий против грызунов весной и осенью на расчищенных территориях обслуживаемых объектов.
2.10. Обеспечить контроль за содержанием подвальных помещений, организацией дезинсекции, дератизации.
2.11. Организовать своевременное проведение ремонтных работ в подвальных помещениях в случае возникновения аварийных ситуаций с расчисткой и последующей дератизацией.
3. Рекомендовать руководителям садоводческих товариществ:
3.1. Обеспечить благоустройство территорий садоводческих товариществ (объединений), в т.ч. заброшенных участков, с проведением противоклещевых, дератизационных обработок с привлечением различных источников финансирования.
4. Начальникам отделов санитарного надзора, эпидемиологического надзора, территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия обеспечить действенный контроль:
4.1. За санитарным состоянием зон рекреации на подведомственных территориях.
4.2. За соблюдением требований санитарного законодательства при сборе, удалении, утилизации и захоронении отходов производства и потребления.
4.3. За организацией и проведением акарицидных обработок, дезинсекционных и дератизационных мероприятий.
5. Помощнику руководителя, начальникам отделов санитарного и эпидемиологического надзора обеспечить регулярное размещение пресс-релизов о соблюдении требований санитарного законодательства при организации мест массового отдыха населения, санитарной очистке населенных мест на сайте управления, в средствах массовой информации.
6. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" обеспечить:
6.1. Проведение мониторинговых исследований качества воды открытых водоемов, циркуляции холерных вибрионов в водных объектах республики в период с июля по август.
6.2. Предоставление информации в Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия о результатах лабораторных исследований воды из водоемов ежедекадно в период с мая по сентябрь.
6.3. Проведение энтомологического, эпизоотологического обследования территории мест массового отдыха и пребывания населения, оздоровительных учреждений, фенологического наблюдения за местами выплода комаров.
6.4. Проведение контроля эффективности акарицидных обработок в летних оздоровительных учреждениях, местах массового отдыха и пребывания населения.
7. Считать утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 04.04.2012 № 5 "Об осуществлении надзора за санитарной очисткой территорий муниципальных образований и мест массового отдыха населения (природных зон рекреаций)".
8. Контроль за выполнением данного Постановления оставляю за собой.

Т.Г.РОМАНОВА


------------------------------------------------------------------