По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 20.03.2014 по делу N 33-486/2014 <Об отмене решения Алтайского районного суда Республики Хакасия от 26.12.2013 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утв. решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 N 98>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу № 33-486/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Вениченко О.В.
судей Веселой И.Н., Редько Е.П.,
при секретаре Павлюченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 № 98, с апелляционной жалобой председателя Совета депутатов Алтайского района Манякина С.Н. на решение Алтайского районного суда от 26 декабря 2013 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя Совета депутатов Алтайского района Передерий М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Полежаевой Н.С., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Алтайского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими п.п. 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов МО Алтайский район от 17.11.2011 № 98. Указывал, что указанные пункты Положения противоречат действующему законодательству.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Ковалева А.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО Алтайский район Передерий М.С., возражая против удовлетворения требований прокурора, поясняла, что установленный в Положении перечень документов соответствует действующему законодательству.
Решением суда от 26.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, председатель Совета депутатов Алтайского района Манякин С.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое. Указывает, что бесплатное предоставление земельных участков регламентировано Законом РХ от 05.05.2003 № 25 "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", в соответствии с которым органами местного самоуправления самостоятельно разработан порядок и приведен перечень документов, обязательный для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных услуг" перечисленные в Положении документы в порядке межведомственного взаимодействия получены быть не могут и истребуются от гражданина.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Совета депутатов Алтайского района Передерий М.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Полежаева Н.С. выразила согласие с решением суда.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
При этом положения ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентируют способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Согласно п.п. 17 и 18 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Следовательно, обязательным условием предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является признание данного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 № 98 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 7 указанного Положения граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в Администрацию заявление, в котором должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя, сведения о документе, удостоверяющем личность, ИНН, сведения о регистрации по месту жительства, контактные телефоны, согласие (несогласие) заявителя с обработкой его персональных данных, в том числе с размещением их в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, предусмотренное Законом Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" основание для предоставления земельного участка.
При подаче заявления для предоставления земельного участка молодым семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, дополнительно представляются документы, подтверждающие наличие (отсутствие) согласия членов семьи заявителя или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Положением необходимы следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (всех листов, для категорий граждан, указанных в подпунктах 3 и 5 абзаца 2 пункта 3 Положения);
2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у заявителя (для предоставления земельного участка молодым семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, - у заявителя и членов его семьи) объекты недвижимого имущества, подтверждающая отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома);
4) документ, подтверждающий постоянное проживание заявителя на территории Алтайского района.
Согласно п. 20 Положения документы и информация, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления Алтайского района, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и необходимы для принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Положением, могут предоставляться заявителем по собственной инициативе либо подлежат получению Администрацией в рамках межведомственного информационного взаимодействия, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, предоставляемых непосредственно заявителем.
В соответствии с п. 22 Положения в случае, если к заявлению не приложены необходимые в соответствии с настоящим Положением документы, не подлежащие получению Администрации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, или приложенные к заявлению документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации, Администрация в течение семи рабочих дней со дня регистрации такого заявления принимает решение об отказе в его рассмотрении и направляет данное решение заявителю.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан утверждено органом местного самоуправления в рамках полномочий, возложенных на него ст. 11 Земельного кодекса РФ и ст. 2(1) Закона РХ от 05.05.2003 № 25 "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", в соответствии с компетенцией, определенной Уставом муниципального образования Алтайский район.
Перечень документов, представление которых является обязательным в силу п.п. 7, 20, 22 данного Положения, не противоречит перечню документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанному в п.п. 2 и 4 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Так как постановка указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является обязательным условием предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, истребование у заявителей документов, перечисленных в спорных пунктах Положения, не противоречит действующему законодательству.
Поскольку судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение от 26.12.2013 подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими п.п. 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 № 98.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Алтайского районного суда от 26 декабря 2013 года по настоящему делу отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими п.п. 7, 20, 22 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Алтайского района отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 17.11.2011 № 98 - отказать.

Председательствующий
О.В.ВЕНИЧЕНКО

Судьи
И.Н.ВЕСЕЛАЯ
Е.П.РЕДЬКО


------------------------------------------------------------------