По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства Республики Хакасия от 05.02.2014 N 41 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 598 "Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования республики Хакасия на период 2011 - 2015 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. № 41

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 23.11.2010 № 598 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДОВ"

В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Республики Хакасия в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:

Внести в постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 598 "Об утверждении Концепции развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия на период 2011 - 2015 годов" следующие изменения:
1) в постановлении:
а) наименование изложить в следующей редакции: "Об утверждении Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы";
б) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Концепцию развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы (приложение).
2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить координацию и организацию работ по реализации Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы.";
2) приложение изложить в следующей редакции:

"Приложение

Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 23.11.2010 № 598

КОНЦЕПЦИЯ
развития системы среднего профессионального образования
Республики Хакасия на 2014, 2015 годы

1. Введение

Концепция развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, принципы, задачи развития профессионального образования Республики Хакасия и механизмы их реализации, позволяющие получить намеченные результаты.
Необходимость кадрового обеспечения, экономического роста республики и реализации масштабных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия (агропромышленный комплекс, строительно-индустриальная, дорожно-транспортная отрасли, энергетика и др.) ставят новые задачи перед республиканской системой профессионального образования.
В этих условиях систему профессионального образования Республики Хакасия следует рассматривать как основной ресурс ее социально-экономического развития, как инвестиции в человеческий капитал.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики Республики Хакасия.
Концепция разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Конституцией Республики Хакасия;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Законом Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия";
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р;
Стратегией развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на 2013 - 2020 годы, одобренной Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн);
Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия", утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 № 14-п;
Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700.

2. Анализ тенденций развития системы
профессионального образования Республики Хакасия

Демографическая ситуация в Республике Хакасия

Тенденции в динамике численности населения Республики Хакасия, его структуры в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в Российской Федерации.
Статистические данные численности выпускников общеобразовательных организаций за последние десять лет отражают значительное снижение количества выпускников как на базе 9 классов, так и на базе 11 классов. В целом по Российской Федерации количество обучающихся школ уменьшилось на 40%, в Республике Хакасия этот показатель составил около 38%. В настоящее время демографический кризис пришел в сферу профессионального образования. На протяжении последних пяти лет численность абитуриентов профессиональных образовательных организаций в среднем снижается на 5%, вместе с тем доля выпускников 11 классов, выбравших продолжение обучения в образовательных организациях высшего образования, растет.
Так, в 2013 году в вузы поступило 75% выпускников 11 классов общеобразовательных организаций республики (2012 год - 73%), тогда как доля поступивших для обучения по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих составила 3%, а доля выпускников 9 классов - 15%, что ниже 2012 года на 3%.
Прогноз численности обучающихся в общеобразовательных организациях республики показывает, что количество абитуриентов профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия не будет увеличиваться до 2020 года.

Основные предпосылки реализации Концепции

В период с 2010 по 2013 год потенциал системы профессионального образования Республики Хакасия был направлен на решение следующих задач:
приведение содержания и объемов профессионального образования в соответствие с комплексным прогнозом потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах;
совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций, молодежи и их сопровождение в профессиональном самоопределении, ориентация выпускников профессиональных образовательных организаций на требования рынка труда и их трудоустройство;
модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
обеспечение перехода системы профессионального образования республики на новые экономические отношения посредством разработки и внедрения новых финансово-экономических механизмов;
развитие кадрового потенциала республиканской системы профессионального образования.
В настоящее время сеть профессиональных образовательных организаций в Хакасии включает 15 образовательных организаций и 2 филиала.
Общий контингент обучающихся в этих организациях составляет 7648 человек, в том числе в профессиональных училищах обучается 3910 человек; в техникумах и колледжах - 3738 человек.
Анализ распределения контингента обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким отраслям, как строительство (14,4%), сельское хозяйство (14,7%), транспорт (10%), металлообработка (6,5%), сфера обслуживания (6,7%), торговля и общественное питание (18,6%).
По образовательным программам подготовки специалистов среднего звена преобладает доля обучающихся по экономическим специальностям (18%), специальностям строительного и сельскохозяйственного профиля (по 8%).
За указанный период времени система профессионального образования Республики Хакасия претерпела значительные изменения:
оптимизирована и реструктурирована сеть образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования посредством создания многоуровневых и многопрофильных образовательных организаций путем присоединения организаций начального профессионального образования к существующим уже организациям среднего профессионального образования, а также изменения государственного статуса образовательных организаций начального профессионального образования;
созданы новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена - ресурсные центры, ставшие точками роста в республиканской системе профессионального образования;
сформирована основа республиканской системы прогнозирования потребности в кадрах. Прогноз потребности кадров лег в основу формирования государственного задания для республиканских профессиональных образовательных организаций в 2013 году и определил структуру подготовки кадров;
разработана система профессиональной ориентации общеобразовательных организаций и молодежи Республики Хакасия;
вовлечены в совместную деятельность по подготовке кадров союзы работодателей, предприятия и организации республики. На сегодняшний день заключены трехсторонние соглашения с Союзом строителей Хакасии, ОАО "Абаканвагонмаш", ООО "Агропромышленная компания МаВР";
завершена работа по внедрению основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Созданы основы сетевого взаимодействия республиканских образовательных организаций:
модернизирована материально-техническая база образовательных организаций, приобретено лабораторное оборудование, отвечающее требованиям современного производства.
Вместе с тем в работе системы профессионального образования Республики Хакасия существует ряд проблем.
1. Отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально-техническая база большей части образовательных организаций, старение педагогических кадров.
2. Неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе профессионального образования запросам региональной экономики. Ежегодно республиканские профессиональные образовательные организации выпускают около 3 тыс. человек, но указанное количество выпускников не обеспечивает потребности рынка труда Хакасии в необходимых объемах.
3. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы.
4. Неудовлетворенность работодателей компетенциями выпускников профессиональных образовательных организаций, с одной стороны, низкий уровень организации и оплаты труда, отсутствие вакантных мест в организациях и на предприятиях, особенно в сельских территориях, с другой стороны, создают трудности в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций.

3. Цель и принципы развития системы
профессионального образования Республики Хакасия

Система подготовки квалифицированных кадров призвана обеспечивать рост человеческого капитала, необходимого для модернизации и технологического развития экономики Республики Хакасия.
Это определяет цель развития системы профессионального образования Республики Хакасия, которая заключается в создании современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.
Дальнейшие векторы развития системы профессионального образования Республики Хакасия связаны с построением такой системы подготовки кадров.
Принципы развития системы профессионального образования Республики Хакасия:
непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;
доступность и высокое качество профессионального образования;
ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;
сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда;
открытость системы профессионального образования;
использование программно-целевого и проектного методов.

4. Основные направления развития системы среднего
профессионального образования Республики Хакасия

4.1. Обеспечение соответствия квалификаций
выпускников требованиям экономики

Эффективность республиканской системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций выражается в обеспечении большего соответствия выпусков по объему, структуре и качеству подготовки потребностям рынка труда; в рациональном использовании совокупных ресурсов как системы в целом, так и образовательных организаций.
Эффективность системы в значительной степени определяется качеством управленческих решений по формированию государственного заказа на подготовку рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций; созданию системы распределения государственного заказа; обоснованности системы нормативов затрат на реализацию соответствующих образовательных программ.
В этой связи становится необходимым решение следующих задач:
формирование механизма гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда в количестве и качестве рабочей силы;
дальнейшее развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития Республики Хакасия;
создание условий развития учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями;
обеспечение системы профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами;
участие в развитии механизмов оценки качества образования.
Для достижения поставленных задач необходимо:
создать систему прогнозирования потребностей рынка труда на основе стратегической программы социально-экономического развития Республики Хакасия;
продолжить реконструкцию действующей материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, развитие центров коллективного пользования дорогостоящими кадровыми и технологическими ресурсами (ресурсных центров);
внедрить современные образовательные технологии, практико-ориентированные методы обучения (обучение на рабочем месте, наставничество и др.), обеспечить информатизацию образовательного процесса;
сформировать механизм государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе прогнозов актуального и перспективного спроса на квалификации, конкурсного распределения государственного задания на подготовку кадров;
создать систему независимой оценки качества профессионального образования.

4.2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и
образовательных организаций в развитии системы
профессионального образования

Одним из ключевых механизмов развития системы подготовки кадров с прикладными квалификациями является консолидация усилий бизнеса, образования и государства в решении задач ее управления и финансирования.
В Республике Хакасия взаимодействие образовательных организаций и представителей бизнес-структур строится на традиционных формах и включает в себя: организацию производственной практики студентов на предприятиях, предоставление работодателями мест для проведения лабораторных работ, производственного обучения; проведение стажировок и обучение преподавателей и мастеров производственного обучения; организацию на базе училищ и техникумов переподготовки и повышения квалификации работников предприятий; участие представителей бизнеса в разработке основных профессиональных образовательных программ; участие ведущих специалистов производств и руководителей предприятий в итоговой государственной аттестации выпускников в качестве председателей и членов государственных экзаменационных комиссий.
Реализация указанного направления развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия будет осуществляться в рамках следующих мероприятий:
создание и развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении системой профессионального образования и образовательными организациями;
развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы, в том числе посредством заключения многосторонних договоров о сотрудничестве, устанавливающих четкие зоны ответственности в деле подготовки кадров;
повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций;
формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики;
повышение качества кадрового потенциала управленческого состава системы профессионального образования республики.

4.3. Создание и обеспечение широких возможностей
для различных категорий населения в приобретении
необходимых прикладных квалификаций на протяжении
всей трудовой деятельности

Современный рынок труда Хакасии остро ощущает дефицит кадров по рабочим профессиям. По данным Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия, 78% вакансий, предоставляемых в органы службы занятости, - это вакансии по рабочим профессиям. Потребность в специалистах высшего уровня квалификации всего 8,9% от общей потребности. Обусловлено это противоречиями современных условий, в которых происходит выбор профессии молодежью и ее последующее трудоустройство.
К таким противоречиям относятся противоречия между существующим спросом и предложениями на рынке труда; между требованиями работодателей к уровню квалификации рабочего и качеством имеющихся у них вакансий; между личными интересами школьников и молодежи, а также их близких при выборе профессии и требованиями рационального распределения трудовых ресурсов.
Кроме того, количество выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия не удовлетворяет в полном объеме потребности рынка республиканского труда в силу сложившейся демографической ситуации. Достаточно остро встает вопрос развития адресных программ на базе профессиональных образовательных организаций для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания.
Важными задачами в реализации указанного направления станут:
развитие республиканской системы профессиональной ориентации школьников и молодежи, консультирования их по вопросам развития карьеры;
реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан (создание доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными особенностями здоровья; обучение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; обучение лиц пенсионного возраста и др.);
создание на базе профессиональных образовательных организаций центров прикладных квалификаций;
обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп;
развитие системы оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения.

4.4. Создание условий для успешной социализации
и эффективной самореализации обучающихся

Одним из показателей эффективности профессионального образования и востребованности выпускников образовательных организаций является их трудоустройство в первый год после окончания обучения.
Важными условиями обеспечения трудоустраиваемости выпускников профессиональных образовательных организаций станет деятельность образовательных организаций по содействию их трудоустройству, адаптации на рынке труда и самореализации.
Реализация данного направления развития системы профессионального образования Хакасии будет осуществляться в рамках решения следующих задач:
деятельность в профессиональных образовательных организациях центров по содействию трудоустройству выпускников и их адаптация на рынке труда;
стимулирование обучающихся в получении дополнительных квалификаций;
целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность;
подготовка студентов в области эффективного поведения на рынке труда:
формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы;
продвижение ценностей профессионализма и культуры труда путем развития системы конкурсов профессионального мастерства.

5. Механизм реализации основных положений Концепции

Механизм реализации основных положений Концепции - проектно-программная организация работ всех субъектов образовательных отношений.
Реализация основных положений Концепции предполагает партнерство с независимыми профессиональными ассоциациями (работодателей, лидеров инновационной деятельности, выпускников, аналитиков и др.), создание на уровне организаций проектных команд, попечительских советов.
Механизм подготовки и принятия решений по изменению системы предполагает максимальное включение участников изменений (органов государственного управления, муниципалитетов, профессиональных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций) в постановку целей, прогнозирование результатов, оценку эффективности каждого шага изменений в системе.
Достижение цели и задач Концепции будут обеспечиваться бюджетным финансированием и реализацией мероприятий государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)".
Это позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития профессионального образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, произвести структурные и содержательные изменения в системе среднего профессионального образования Республики Хакасия, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации профессионального образования, нормативного правового регулирования сферы профессионального образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров.
Особое внимание будет уделено поддержке ресурсных центров, реализующих инновационные образовательные программы, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности среднего профессионального образования Республики Хакасия.
Будет осуществлена разработка и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности образовательных профессиональных организаций, позволяющей обеспечить:
динамичное развитие системы среднего профессионального образования Республики Хакасия;
создание не менее двух ресурсных центров профессионального образования;
создание не менее двух центров прикладных квалификаций;
увеличение количества выпускников республиканских государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года;
увеличение доли взрослого населения среди обучающихся в системе профессионального образования республики;
увеличение доли профессиональных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателями, профессиональными сообществами;
увеличение доли доходов профессиональных образовательных организаций от учебно-производственной и образовательной деятельности.".

Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН


------------------------------------------------------------------